Праздники закончились, все новогодние и рождественские припасы съедены, а значит, пора снова отправляться в магазин, чтобы заполнить холодильник. И тут нас ждут неприятные сюрпризы – за первые дни нового года цены на продукты взлетели до небес.
Что подорожало больше всего? Какие прогнозы дают экономисты? И что делать, если на кассе вы узнаёте, что товар стоит больше, чем указано на ценнике?
«Золотая» корзинка
Читатели «АиФ–Черноземье» жалуются, что в магазинах поднялись в цене овощи, фрукты, сахар, молочная продукция. По данным официальной статистики, сильней всего подорожали огурцы, картофель, морковь, лук, капуста и помидоры. А вот ценники на мясо, колбасу и рыбу пока остаются прежними. В региональное управление антимонопольной службы (УФАС) от жителей уже поступило свыше 30 жалоб на рост цен. В основном людей тревожит ситуация с сахаром и овощами.
– Жалобы от населения поступают, но если к ним не приложены доказательства нарушения антимонопольного законодательства, УФАС ничего не может предпринять, – поясняет Виталий Попов, заместитель руководителя Воронежского УФАС. –
Нынешнее повышение цен всё–таки связано не со сговором определённых компаний, а с другими причинами: падением курса рубля, понижением цены на нефть.
Кстати, по закону «О торговле», если стоимость продуктов за месяц подскочит более чем на 30%, то приостановить этот рост сможет только региональное правительство.
Как на дрожжах
Цены растут быстро – доходит до того, что на этикетке товара стоит одна цена, а когда покупатель добирается до кассы, узнаёт, что заплатить придётся больше.
– Недавно покупала кефир в гипермаркете, уже после оплаты просматривала чек и обнаружила, что одна пачка стоит 19,9 руб., а другая точно такая же и даже за ту же дату производства – уже 20,9 руб., – возмущается Светлана Бурова, жительница Воронежа.
– На днях в супермаркете взяла банку солёных огурцов, а на кассе мне сообщили, что она на
15 руб. дороже, чем указано на ценнике, мол, не успели поменять, – говорит Ольга Мурзенко, жительница Воронежа. – Но разве это законно? Когда я возмутилась, то появился администратор магазина и молча вернул мне разницу в цене.
То, что покупателю вернули деньги, – это правильно, сотрудники магазинов преступают закон, пробивая не ту стоимость товара, что указана на этикетке.
– Это грубейшее нарушение, – говорит Светлана Андреева, руководитель региональной общественной организации «Центр защиты прав потребителей». – По закону, прежде чем выставлять товар, продавец должен повесить ценник и следить за его отклонениями. Кстати, на обратной стороне ценника должна быть дата и подпись ответственного лица. Если на кассе вы заметили, что товар пробивают по более высокой цене, то советую сразу делать возврат, ведь только так можно проучить продавца. Также можно потребовать жалобную книгу. Обязательно нужно зафиксировать нарушение – изъять или сфотографировать ценник, сохранить чек. Потом следует обратиться в УФАС и Роспотребнадзор, предъявив им фото ценника и копию чека.