Цены на продовольственные товары и не думают снижаться. Напротив: каждый поход в магазин – это новое потрясение для каждого покупателя. На аппетиты торговцев не влияют ни прокурорские проверки, ни стоимость барреля нефти, ни снижение курса валют. Есть ли в удорожаниях «здоровая» экономическая логика, выяснял «АиФ–Черноземье».
Как оказалось, многие эксперты уверены, что основная причина роста цен – продуктовое эмбарго, чему есть экономические обоснования. Но находятся и иные резоны, не имеющие прямой политической и экономической связи.
Опять санкции?
Аналогичные обоснования приводит и экономист Евгений Гаврилов, конкретизируя, что импортное сырьё, оборудование и особенно валютные кредиты – большое бремя для многих производителей.
– Готовая продукция в этом случае дорожает пропорционально доле импорта в себестоимости, – уточняет он. – Быстро нарастить объёмы по импортозамещению нереально, а те, кто занялся этим процессом, несут определённые риски.
– Во–первых, нельзя подготовить производственную площадку, купить и ввести в эксплуатацию оборудование за один день, – приводит доводы экономист. – Действующее оборудование регулярно загружено на 110%, а нового пока нет. Во–вторых, предприниматели обоснованно боятся инвестировать в длинные проекты – окупаться оборудование должно 5–7 лет, а вдруг санкции завтра отменят? Тогда на рынок вернутся импортные товары, и окупаемость вырастет до 10–15 лет. В–третьих, государство на ближайшее время в вопросе выбора между стабилизацией валютного рынка и экономическим ростом сделало ставку на первое – за счёт высокой ключевой ставки Центробанка кредиты очень дороги и субсидируются адресно, далеко не всем доступен заёмный капитал, все ждут понижения ставок. Ну и в–четвёртых, в отношении РФ действует запрет на поставку технологичного оборудования двойного назначения. Это означает, что, даже имея желание и деньги, возможности приобрести новое оборудование ограничены.
Кроме того, есть товары, по которым отсутствует или была полностью утрачена технология производства. Недаром швейцарские производители сыра подчёркивают вековые традиции – рецептуры и технологии складывались на собственном опыте проб и ошибок многими десятилетиями.
По мнению эксперта, остановить удорожание можно – при условии снижения ключевой ставки ЦБ и гарантий государства сохранить режим ответных санкций в течение нескольких лет.
Игра в монополию
Павел Канапухин, доктор экономических наук, декан экономического факультета ВГУ, считает, что рост стоимости продуктов связан по большей части с монополизацией рынка.
– Нынешний всплеск цен никак нельзя назвать естественным, – убеждён он. – В нём есть и политическая составляющая, связанная с известными событиями, – в том числе с санкциями. Проявились и старые болезни нашей экономики, прежде всего – повышенная монополизация, которой у нас подвержены очень многие сферы.
В качестве негативного примера монополизма можно привести ситуацию на топливном рынке Воронежской области. Так, например, когда экономические причины располагают к снижению цен на бензин, у нас он, наоборот, дорожает.
– В тех же США более 7 тыс. нефтяных компаний, которые занимаются и обслуживанием населения, и переработкой нефти, и этот рынок эластичен по цене, – поясняет эксперт. – Зато у нас – жёсткая олигополия – такие компании можно посчитать на пальцах. И, конечно же, в существующей структуре есть соблазн заниматься, например, картельными соглашениями. Монополизированы и крупные торговые сети, и ситуация такова, что далеко не каждый поставщик может представлять там свою продукцию.
Соответственно, то, что оказывается на прилавках сетевых магазинов, имеет в своей себестоимости в том числе и затраты на «договорные отношения». Плюс относительно слабая конкуренция на самих прилавках.
По мнению Павла Канапухина, решать нужно именно эту проблему. Но это долгосрочная задача. И должна быть выверенная программа, охватывающая и правовые изменения, и предпринимательский и инвестиционный климат. Что же касается административных мер, то, по его мнению, они не вполне эффективны.
Это мнение поддерживает и Никита Хрупин, директор агентства «Страхование жизни» в Воронеже.
– Совершенно очевидно то, что прокуратура не сможет остановить рост цен на продукты, – считает он. – Рост цен связан прежде всего с психологическими причинами и уже потом – со всеми остальными. Соответственно, и остановить его можно только, когда прекратится ажиотажный спрос.
– Яркий тому пример – ситуация в магазинах в конце декабря прошлого года, – добавляет Хрупин. – Уже буквально через месяц стало понятно, что обстановка нагнеталась совершенно безосновательно и отнюдь не продавцами, а самими покупателями. Кризис в сознании людей реально масштабнее и серьёзнее, чем есть на самом деле, он превосходит по своей значимости объективные экономические причины – санкции, цену барреля нефти. И чем больше люди будут бояться кризиса, тем быстрее будут расти спекуляции в ценообразовании.