Примерное время чтения: 6 минут
94

Как обуздать цены? Эксперты назвали виновников подорожания товаров

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. Аиф-Черноземье 18/03/2015
Александра Горбунова / АиФ-Омск

Цены на продовольственные товары и не думают снижаться. Напротив: каждый поход в магазин – это новое потрясение для каждого покупателя. На аппетиты торговцев не влияют ни прокурорские проверки, ни стоимость барреля нефти, ни снижение курса валют. Есть ли в удорожаниях «здоровая» экономическая логика, выяснял «АиФ–Черноземье».

Как оказалось, многие эксперты уверены, что основная причина роста цен – продуктовое эмбарго, чему есть экономические обоснования. Но находятся и иные резоны, не имеющие прямой политической и экономической связи.

Опять санкции?

в тему
В регионе продолжаются проверки в сфере ценообразования. Прокуратура Советского района Воронежа установила, что при реализации некоторых товаров фирмой «Норд Фиш», складом оптовой торговли «Центрторга», ИП Жаровой и производителем растительного масла «РДМ-Агро» в первом квартале 2015 года поднимались цены. Для предупреждения ценового сговора, способного вызвать значительный рост стоимости продовольствия, исключения фактов покупки и продажи товаров из стран с ограниченной поставкой экспорта в РФ, прокуратура района объявила руководителям перечисленных организаций предостережения о недопустимости нарушений закона.
– Санкции на импорт товаров из Европы, так называемое продуктовое эмбарго, являются одним из значимых факторов роста продовольственных цен, так как они создали дефицит предложения по многим группам товаров, – поясняет Сергей Овечкин, финансовый аналитик, директор ООО «Воронежский фондовый интернет–центр». – Переориентировать импортные потоки для покрытия дефицита сложно и не всегда возможно. Местные производители не могут оперативно заменить объёмы импортной продукции и, как следствие, поднимают отпускные цены. Кроме того, ситуацию усугубляет высокий уровень процентных ставок в банках и девальвация рубля, ведь доля импортной составляющей в себестоимости есть у каждого производителя.

Аналогичные обоснования приводит и экономист Евгений Гаврилов, конкретизируя, что импортное сырьё, оборудование и особенно валютные кредиты – большое бремя для многих производителей.

– Готовая продукция в этом случае дорожает пропорционально доле импорта в себестоимости, – уточняет он. – Быстро нарастить объёмы по импортозамещению нереально, а те, кто занялся этим процессом, несут определённые риски.

– Во–первых, нельзя подготовить производственную площадку, купить и ввести в эксплуатацию оборудование за один день, – приводит доводы экономист. – Действующее оборудование регулярно загружено на 110%, а нового пока нет. Во–вторых, предприниматели обоснованно боятся инвестировать в длинные проекты – окупаться оборудование должно 5–7 лет, а вдруг санкции завтра отменят? Тогда на рынок вернутся импортные товары, и окупаемость вырастет до 10–15 лет. В–третьих, государство на ближайшее время в вопросе выбора между стабилизацией валютного рынка и экономическим ростом сделало ставку на первое – за счёт высокой ключевой ставки Центробанка кредиты очень дороги и субсидируются адресно, далеко не всем доступен заёмный капитал, все ждут понижения ставок. Ну и в–четвёртых, в отношении РФ действует запрет на поставку технологичного оборудования двойного назначения. Это означает, что, даже имея желание и деньги, возможности приобрести новое оборудование ограничены.

Кроме того, есть товары, по которым отсутствует или была полностью утрачена технология производства. Недаром швейцарские производители сыра подчёркивают вековые традиции – рецептуры и технологии складывались на собственном опыте проб и ошибок многими десятилетиями.

По мнению эксперта, остановить удорожание можно – при условии снижения ключевой ставки ЦБ и гарантий государства сохранить режим ответных санкций в течение нескольких лет.

Игра в монополию

Павел Канапухин, доктор экономических наук, декан экономического факультета ВГУ, считает, что рост стоимости продуктов связан по большей части с монополизацией рынка.

– Нынешний всплеск цен никак нельзя назвать естественным, – убеждён он. – В нём есть и политическая составляющая, связанная с известными событиями, – в том числе с санкциями. Проявились и старые болезни нашей экономики, прежде всего – повышенная монополизация, которой у нас подвержены очень многие сферы.

В качестве негативного примера монополизма можно привести ситуацию на топливном рынке Воронежской области. Так, например, когда экономические причины располагают к снижению цен на бензин, у нас он, наоборот, дорожает.

– В тех же США более 7 тыс. нефтяных компаний, которые занимаются и обслуживанием населения, и переработкой нефти, и этот рынок эластичен по цене, – поясняет эксперт. – Зато у нас – жёсткая олигополия – такие компании можно посчитать на пальцах. И, конечно же, в существующей структуре есть соблазн заниматься, например, картельными соглашениями. Монополизированы и крупные торговые сети, и ситуация такова, что далеко не каждый поставщик может представлять там свою продукцию.

Соответственно, то, что оказывается на прилавках сетевых магазинов, имеет в своей себестоимости в том числе и затраты на «договорные отношения». Плюс относительно слабая конкуренция на самих прилавках.

По мнению Павла Канапухина, решать нужно именно эту проблему. Но это долгосрочная задача. И должна быть выверенная программа, охватывающая и правовые изменения, и предпринимательский и инвестиционный климат. Что же касается административных мер, то, по его мнению, они не вполне эффективны.

Это мнение поддерживает и Никита Хрупин, директор агентства «Страхование жизни» в Воронеже.

– Совершенно очевидно то, что прокуратура не сможет остановить рост цен на продукты, – считает он. – Рост цен связан прежде всего с психологическими причинами и уже потом – со всеми остальными. Соответственно, и остановить его можно только, когда прекратится ажиотажный спрос.

– Яркий тому пример – ситуация в магазинах в конце декабря прошлого года, – добавляет Хрупин. – Уже буквально через месяц стало понятно, что обстановка нагнеталась совершенно безосновательно и отнюдь не продавцами, а самими покупателями. Кризис в сознании людей реально масштабнее и серьёзнее, чем есть на самом деле, он превосходит по своей значимости объективные экономические причины – санкции, цену барреля нефти. И чем больше люди будут бояться кризиса, тем быстрее будут расти спекуляции в ценообразовании.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах