Примерное время чтения: 5 минут
482

На крыльях Победы. Ударная сила советской авиации создавалась в Воронеже

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. Аиф-Черноземье 15/04/2015

вехи истории
1932 год - Воронежский авиазавод введён в строй. 1934 год - состоялся первый испытательный полёт «летающей крепости», бомбардировщика ТБ-3 - первого серийного самолёта, выпущенного на заводе. 1941 год - в небо взлетел первый серийный штурмовик ИЛ-2. 1943 год - начало восстановления завода после освобождения Воронежа. 1952 год - заработала взлётно-посадочная полоса ВАСО. 1955 год - выпущен первый реактивный бомбардировщик ТУ-16. 1958 год - Ан-10 совершил испытательный полёт по маршруту Воронеж - Ташкент - Тбилиси - Киев - Воронеж. 1962 год - заводу присвоено звание «Лучшее предприятие по рационализации» ЦЧЭР. 1964 год - открыта первая очередь заводского Музея боевой и трудовой славы. 1966 год - авиационный завод награждён орденом Ленина. 1968 год - совершил первый полёт первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144, построенный на заводе «Опыт» совместно с Воронежским авиационным заводом. 1970 год - авиазавод занесён в Книгу трудовой славы Воронежа. 1972 год - совершён первый полёт первого серийного лайнера Ту-144. 1976 год - издан приказ о начале серийного выпуска аэробусов Ил-86. 1977 год - начата эксплуатация сверхзвуковых пассажирских самолетов Ту-144. 1981 год - началась регулярная эксплуатация Ил-86 на международных пассажирских линиях. 1997 год - самолёт Ил-96Т впервые поднялся в испытательный полёт с заводского аэродрома. 2009 год - с заводского аэродрома в первый испытательный полет поднялся первый серийный самолет Ан-148, собранный на ВАСО. 2014 год - начало поставок агрегатов для производства пассажирского среднемагистрального самолета МС-21 (Як-242). Начата подготовка к постановке производства опытных образцов легкого военно-транспортного самолета Ил-112В.
Старейшее предприятие Воронежа – Воронежское акционерное самолётостроительное общество (ВАСО) – имеет богатую историю.

Особая веха в истории предприятия – годы Великой Отечественной войны. Многие заводчане ушли добровольцами на фронт, 14 работников были удостоены звания Героя Советского Союза. А награждённых орденами и медалями и вовсе не счесть. Оставшиеся ковать Победу у станков тоже сыграли огромную роль в разгроме фашизма. Ведь на предприятии создавалась основная ударная сила советской авиации – именно здесь выпускался лучший фронтовой штурмовик того времени Ил–2.

Летающие танки

Как только не называли ставший легендарным самолёт – и «летающим танком», и «горбатым» – за характерную форму фюзеляжа. Немецкие пилоты за живучесть звали его «бетонным самолётом» и «цементированным бомбардировщиком». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией, заслужив такие прозвища, как «чёрная смерть», «мясник», «мясорубка», «Железный Густав»…

И не зря – штурмовик был защищён самой настоящей бронёй, которую непросто пробить даже мелкокалиберным пушкам, не говоря уже о пулемётах. Мотор, система охлаждения, кабина экипажа и топливные баки были укрыты бронелистами. Самолёт впечатлял своей огневой мощью – он был вооружён двумя 23–миллиметровыми пушками, четырьмя 82–миллиметровыми ракетами и был способен поднять в воздух до 600 килограммов бомб!

Конечно, военные годы стали для предприятия очень тяжёлыми. Воронеж был почти полностью разрушен, не обошло стороной и авиазавод. В сентябре 1941 года немецкие лётчики несколько раз сбрасывали на его территорию бомбы. В итоге, внутренние помещения оказались серьёзно повреждены: сгорели семь цехов, один ангар, три цеха были разбиты…

В начале октября 1941 года завод эвакуировали на станцию Безымянка в 20 км от Куйбышева. Производство было налажено в кратчайшие сроки. В годы войны на заводе построили около 18 тыс. самолётов Ил–2! С января 1942 года предприятие выпускало по семь штурмовиков в сутки! В феврале выпуск самолётов вырос в 10, а в марте – 12 раз!

Уже в 43–м году люди стали возвращаться из эвакуации. И до начала 50–х годов продолжалось восстановление цехов, корпусов и территории предприятия.

Здесь помнят героев

Вклад авиационного завода в Победу огромен. Тысячи заводчан воевали за свою родную страну, многие из них отдали жизни в этой борьбе. После войны 19 ветеранов Воронежского добровольческого коммунистического полка вернулись в родной коллектив. А 14 работников получили звание Героя Советского Союза, их имена помнят и чтят и поныне.

Лётчик Алексей Рязанов, дважды Герой Советского Союза, сбил 32 вражеских самолёта. Лётчик–истребитель Алексей Кольцов сбил 12 фашистских самолётов и погиб во имя Победы. Танкист Николай Шендриков восемь раз таранил вражеские баррикады при штурме Берлина, когда его танк загорелся, боец направил пылающую машину в стан врага. Всего девять дней он не дожил до победы. Пулемётчик Иван Меркулов в 1943 году грудью закрыл амбразуру вражеского дота, благодаря его подвигу бойцы смогли освободить город Холм. И это – только часть славных имён и тех подвигов, которые совершили работники ВАСО в годы войны.

Сегодня из бывших заводчан продолжают свой жизненный пусть 2 880 ветеранов – тружеников тыла и 125 участников Великой Отечественной войны. Руководство завода не забывает о них. Так, все, кто разбирал завалы после бомбёжек в 1942–1943 годах – а таких осталось 60 человек, а также те, кто был эвакуирован и работал в Куйбышеве – их около 300 человек, к Дню Победы получают материальную помощь. Не забыты и те, кто освобождал Воронеж – их осталось пятеро; участники битвы на Курской дуге – их больше десяти; блокадники Ленинграда – их осталось трое; участники обороны Москвы – остался один человек; и участники Сталинградской битвы – таких двое. Выплаты ветераны получают к памятной дате того события, в котором они участвовали. Ценные подарки к 70–летию Победы ждут всех 125 участников войны.

– Восьмого мая на заводе будет проводиться День открытых дверей и торжественный сбор на площади у стелы, посвящённой нашим героям, защитникам Воронежа, – говорит Эльза ПЕРОВА, председатель совета ветеранов войны и труда ВАСО. – У нас были такие люди! Когда фашисты бомбили завод, 19–летняя девушка под бомбами перевозила на тракторе станки на станцию – вот такие смельчаки у нас работали.

Сегодня во всех цехах, где когда–то трудились самые смелые, отважные и мужественные заводчане, висят памятные доски, напоминающие нынешним поколениям самолетостроителей о подвиге дедов и отцов… 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах