Печальную ситуацию в российской промышленности обсуждают с начала года. Официальные эксперты говорят о стагнации, неофициальные – о полноценном кризисе. Особенно досталось, как обычно, машиностроению.
Как чувствует себя эта отрасль в Воронеже, который по традиции до сих пор именует себя индустриальным центром?
Секрет «экономического чуда»
Прошлый год экономика области завершала под звуки фанфар – в феврале открылся трансформаторный завод компании «Сименс», а в сентябре заработало новое производство «Воронежсельмаш». По индексу промышленного производства наш регион вышел в лидеры: показатель составил 129,4%. Благодаря этому Воронежская область сразу шагнула с 32 на 24 место в рейтинге социально-экономического развития регионов, и официальная пропаганда тут же затрубила о начале индустриального возрождения. Между тем экономисты напоминали, что такой чудесный рост спровоцирован фактором низкой базы – скукожившуюся за последние два десятилетия воронежскую индустрию поднять в рейтингах способен даже один крупный проект. На этот раз «экономическое чудо» по большей части вызвал введённый в строй пятый энергоблок Нововоронежской АЭС – ремонтные работы по продлению срока его эксплуатации велись почти два года.
Рост казался столь стремительным ещё и потому, что уже с конца прошлого года ситуация в отечественной промышленности стала серьёзно ухудшаться. Сбылись прогнозы оппозиционеров, утверждавших, что роль сырьевого придатка делает экономику России крайне уязвимой к колебаниям цен на рынках ресурсов. И если цены на нефть остаются стабильно высокими, то котировки на газ, уголь и металлы падают уже несколько месяцев. Сократились выручка и прибыль «Газпрома». Олег Дерипаска, мажоритарный акционер ОК «Русал», заявил о кризисе в алюминиевой промышленности. Крайними оказались машиностроители, для которых ресурсоснабжающие организации давно стали основными заказчиками. Металлурги, нефтяники, газовики и железнодорожники предложили снизить цены на оборудование – в противном случае его производители рискуют и вовсе остаться без денег. В итоге, в 2013 году прирост ВВП должен составить всего 1,8%. В ближайшие три года Минэкономразвития (МЭР) прогнозирует рост в 3,2–3,7%, но многие эксперты считают и этот прогноз сильно завышенным. Алексей Улюкаев, глава МЭР, заявил, что экономика России сейчас находится в стагнации, которая хуже чем кризис: кризис рано или поздно кончается, а последствия стагнации предсказать невозможно. Вот и премьер Дмитрий Медведев обратился к гражданам со статьёй, где сообщил, что страна подошла к краю пропасти.
В стороне от шторма
А что же в Воронежской области? Пока данные Воронежстата вполне оптимистичны. Конечно, прошлогоднего экономического роста нет и в помине. И всё же в январе-августе индекс промышленного производства составил 105%, а в обрабатывающем производстве за первые полгода – 105,6%. Как отмечают в Департаменте экономического развития, с учётом ситуации в стране – это высокий результат, который позволяет увеличить налогооблагаемую базу и создаёт новые рабочие места.
Впрочем, цифры – вещь лукавая. Такая положительная динамика во многом связана с тем, что воронежская промышленность сегодня – на периферии. От крупнейших предприятий советского времени, таких как завод им. Коминтерна, «Энергия», станкостроительный завод, остались одни воспоминания. Бывшие промышленные зоны в центре города успешно обживают торговые центры. Оставшиеся на плаву машиностроительные гиганты – авиазавод или «Рудгормаш» – переживают не лучшие времена. Зато в цифрах всё очень даже неплохо. Например, выпуск самолёта-госпиталя АН-148ЕМ для МЧС России и увеличение производства самолётокомплектов для «Супер-джет-100» подняли данные по производству транспортных средств и оборудования за первое полугодие сразу на 10,9%.
Зато неплохо развивается пищепереработка. Вступление в страны ВТО пока не отразилось на этой отрасли так, как на сельском хозяйстве. Напротив, снижение пошлин на импортную сельхозпродукцию оказалось даже на руку переработчикам. А вот машиностроителям скоро придётся на равных конкурировать с транснациональными корпорациями. Между тем конкурентоспособность продукции далеко не всегда зависит от самих машиностроителей. Так, тяжёлым ударом стало резкое повышение цен на электроэнергию – с 1 июля свет для промпредприятий подорожал больше, чем на 30%. Это увеличило себестоимость продукции на 18–20%. Не радуют и данные по инвестициям: в первой половине года приток средств в обрабатывающие производства сократился на 9,7%, а в производство машин и оборудования – аж на 71,2%.
Где брать кадры?
Один из главных вызовов современной экономики – острая нехватка кадров. Воронежские машиностроители испытывают трудности с профессионалами уже несколько лет.
– Единственная проблема, которую мы ставим перед руководством области – это кадры, – говорит Николай Красножон, управляющий «Грибановского машиностроительного завода». – Сегодня необходимо постоянно совершенствовать выпускаемую продукцию, а для этого нужны высококлассные инженеры. Но уровень выпускников, которых готовят воронежские вузы, не выдерживает никакой критики. Их приходится учить и при этом платить им зарплату. Сегодня мы отправляем сотрудников учиться в Башкирский госуниверситет. И мы бы рады были оставлять эти деньги в Воронежской области, но нужно хотя бы организовать в Борисоглебске технический факультет.
И всё же эксперты смотрят в будущее с осторожным оптимизмом. В последние годы активно растёт производство электроники, оптического и электрооборудования. Государство стало активно финансировать оборонную и космическую отрасли, а значит, такие предприятия, как концерн «Созвездие», КБХА и др., будут обеспечены заказами. Конечно, тяжёлая ситуация в экономике неизбежно приведёт к сокращению расходов, но если верить заявлениям руководства страны, военно-промышленный комплекс будут поддерживать и в будущем.
Региональная власть тоже пытается помогать промышленной инфраструктуре – развивает технопарки и кластеры. Совершенствуется логистика: достроена трасса М-4, идёт реконструкция воронежского аэропорта, есть планы по усилению мощности железнодорожной ветки. В конце августа в Воронеже был торжественно открыт филиал Газпромбанка. А значит, теперь в столице Черноземья полноценно представлены все четыре крупнейших игрока кредитного рынка: у нас уже действуют филиалы Сбербанка, ВТБ и Россельхозбанка. Так что планы руководства региона по созданию в Воронеже крупного финансового центра постепенно сбываются. Это откроет новые возможности для финансирования промышленности и инфраструктуры.
Город кустарей
Владимир Анищев, председатель воронежского горисполкома и 1-й секретарь горкома КПСС в 1977-1985 гг.:
– В Воронеже исчезли практически все крупные предприятия. Авиационный завод почти ничего не выпускает, на заводе горнообогатительного оборудования еле теплится жизнь. Ну, завод СК делает кое-что. В общем, от Левобережного индустриального центра осталось именно кое-что. Заводы радиодеталей, Коминтерна, Ленина, станкостроительный и многие другие погибли.
Раньше объёмы промышленного производства приносили миллиарды. Выпускались самолёты, электроника, товары народного потребления… А сейчас?! Зайдите в магазин и попробуйте купить что-нибудь из воронежских изделий – ничего не найдёте.
Сегодня Воронеж – это город ремесленников, кустарей, мелких предпринимателей. Это просто место проживания людей без интересных дел и вклада в экономику. А без роста промышленного производства невозможно никакое улучшение благосостояния.
Я знаю, что за Масловкой строятся предприятия. Но это маленькие ангары, десятки рабочих мест. Это не та экономика, которая помогает решать социальные задачи. Раньше промышленные предприятия строили много жилья, объектов социально-бытового назначения, принимали мощное участие в благоустройстве города. А сегодняшние торговые корпорации на это внимания не обращают.
Официально
– В текущем году в области начала формироваться тенденция торможения экономического роста, что соответствует общероссийским параметрам развития экономики, – сообщили в Департаменте экономического развития области. – Тем не менее по итогам I полугодия 2013 года сохранена положительная динамика роста региональной экономики темпами, превышающими общероссийские значения.
Рост промышленного производства отмечен в обрабатывающих производствах, тесно связанных со строительством. Устойчивая положительная динамика наблюдается в производстве электронного, оптического и электрооборудования. Производство транспортных средств и оборудования выросло на 10,9%. Удалось преодолеть спад в производстве машин и оборудования – индекс производства в январе–июне составил 108,4%.