В ситуации, когда заказы сократились, а кредиты стали окончательно недоступны, курс на импортозамещение во многом оказался лишь красивой декларацией. И даже с оборонкой – локомотивом региональной экономики – дела обстоят совсем не радужно.
Чем дальше в кризис…
Объясняя небывалый со времён Гайдара спад в промышленности, чиновники разных уровней твердят: кризис, словно африканская чума свиней, пришёл в Россию извне. Между тем, многие эксперты сходятся во мнении, что виноваты в обвале отнюдь не санкции, а промышленная политика последних лет с непомерно дорогими кредитами и высокими ценами на энергоносители. В стране в целом стагнация началась ещё в 2013 г. Тогда индекс промпроизводства составил 100,4%, в 2014 г. – 101,7%. За последние полгода промышленное производство и вовсе сократилось на 2,7%, причём обрабатывающее – сразу на 4,5%. Под речи об импортозамещении экономика ещё больше стала зависеть от возможностей топливно-энергетического комплекса
Воронежская область долго стояла особняком. В 2012 г. у нас был зафиксирован рекордный промышленный рост – 29,7%. Правда, в основном это было связано с одним событием – запуском после реконструкции пятого энергоблока нововоронежской АЭС. Но и в последующие годы регион продолжал показывать хорошие для России результаты: 106,1% - в 2013 г., 107,6% - в 2014 г. А вот в 2015 г. от роста не осталось и следа: ИПП составил всего 97%. Всех ощутимей рухнуло производство машин и оборудования: спад достиг 25,2%.
Скорого выздоровления ожидать не приходится. «Росатом» даже отодвинул сроки по вводу в строй седьмого энергоблока НВ АЭС. Запуск реактора был запланирован на 2017 г., но в условиях сокращения экономики дополнительная электроэнергия оказалась невостребованной.
«Сроки не фатальные: наверное, сдвижка составит около года, - пояснял Владимир ПОВАРОВ, директор Нововоронежской АЭС. – Разумеется, речь не идёт о прекращении строительства – это было бы фантастическим расточительством. Там продолжаются работы, недавно был установлен корпус реактора. Просто очерёдность запуска новых объектов «Росатома» перестраивается в соответствии с целесообразностью».
В зоне турбулентности
В условиях внешнеполитической напряжённости, казалось бы, всё должно идти лучше некуда в оборонке, тем более что в отрасль год от года растут объёмы гособоронзаказа. Между тем, предприятия ОПК тоже оказались в непростой ситуации. Так, ещё недавно будущее авиазавода связывалось с производством российско-украинского Ан-148. Из 15 самолётов, которые ВАСО должен был изготовить для минобороны к 2017 г., этой весной было готово только шесть машин. Дело в том, что после киевского Майдана в кооперации возникли серьёзные трудности: украинское авиастроение стало стремительно деградировать, начались перебои с поставками узлов и агрегатов. По информации «АиФ-Черноземье», сейчас на разной стадии готовности находятся четыре Ан-148. В то, что остальные самолёты когда-нибудь поднимутся в воздух, наши источники не верят верят. В прошлом месяце Юрий БОРИСОВ, замминистра обороны, сообщил, что контракт – под угрозой срыва: украинцы отказались поставлять основные стойки шасси.
«В этом году мы должны сдать шесть самолётов: четыре будут сданы точно, по двум есть вопросы, - рассказал Дмитрий ПРИШВИН, гендиректор ВАСО. – Основная проблема связана с нашим кооперантом – днепропетровским заводом ЮЖМАШ, который находится в стадии банкротства и стоит. Но эта проблема не глобальная. Мы уже заключили договор с нижегородским предприятием «Гидромаш», что позволяет нам выполнить общую задачу министерства обороны. Первое шасси у нас будет в четвёртом квартале этого года. Наверное, придётся сдвинуться по двум самолётам на 2016 г., но это не проблематично, и мы подпишем с минообороны дополнительное соглашение на эту тему».
Но опасения экспертов за судьбу самолёта связаны и с тем, что это в принципе украинская разработка. А как известно, киевский режим ещё в прошлом году заявил о сворачивании всякого сотрудничества с российской обороной промышленностью.
«ГП «Антонов» уже подписал лицензионное соглашение с «Гидромашем», - сообщил Дмитрий Пришвин. – Сейчас обсуждаются вопросы ценообразования и т.д., они будут решены в течение ближайшего месяца. ВАСО сегодня готов освоить всю номенклатуру изделий, которую выпускает ГП «Антонов». Так, время подготовки производства кессонной части крыла – год. Стоимость работы – 1,5 млн руб. Но мы не хотим сегодня окончательно разрывать наши взаимоотношения с ГП «Антонов». Я думаю, эта политическая ситуация всё равно когда-нибудь разрешится».
Пушки вместо школ
Воронежские предприятия ракетно-космической отрасли тоже переживают непростые времена. Так, КБ химавтоматики ещё осенью сократило около 130 работников. В феврале планы сократить 65 сотрудников озвучил Воронежский механический завод. Санкции и падение цен на энергоносители ощутимо ударили по нефтегазодобывающим предприятиям, для которых мехзавод производит более 200 наименований оборудования. Не всё гладко и с профильной продукцией: как известно, 16 мая взорвалась ракета-носитель «Протон-М» - двигатель для её третьей ступени разработало КБХА, а произвёл ВМЗ. Экспертная комиссия пришла к выводу, что причиной аварии стала конструкторская ошибка. Было возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ».
С 1 июня большинство сотрудников мехзавода перевели на четырёхдневную рабочую неделю. «Количество заказов упало. Чтобы избежать массовых увольнений и сохранить коллектив пришлось пойти на такой шаг», - отметили в руководстве ВМЗ. Ориентировочно сокращённый режим работы продлится до 1 декабря. Четыре дня в неделю приходится работать большинству – 3,5 тыс. из 5,8 тыс. сотрудников. Не коснулись эти меры только тех, кто трудится над т.н. «спецтехникой» – ракетными двигателями.
А вот у концерна «Созвездие» дела идут по-прежнему неплохо. Корпорация продолжает осваивать миллиарды бюджетных рублей и регулярно сообщает о новых средствах связи и разработках в области радиоэлектронной борьбы. В концерне неоднократно заявляли и о планах по запуску новой фабрики по производству радиоэлектронной аппаратуры в отреставрированных корпусах завода «Искра». Впрочем, сроки назывались разные.
Дело в том, что в отличие от того же мехзавода, «Созвездие» практически не зависит от гражданских заказов. Представленная на многих выставках система связи 4G «Astramax» так и не вышла на широкий рынок. Сейчас в корпорации заявляют о планах заняться связью пятого поколения – 5G, но они пока туманны.
Конечно, можно только порадоваться притоку федеральных средств в оборонку. Между тем, экономисты предупреждают – это непроизводительные расходы, которые не приводят к росту экономики. Фактически государство одной рукой даёт региону деньги в виде военных заказов, а другой – забирает, сокращая расходы на школы, больницы и прочую социалку.