Шестой Платоновский фестиваль искусств открылся громкой постановкой, которую принимают на ура во всем мире. Совместный проект американского режиссера Роберта Уилсона и театра города Крайова «Носороги» поставлен по пьесе Эжена Ионеско.
- Ионеско родился в деревне недалеко от города Крайова. Поэтому Боб Уилсон выбрал для постановки именно румынских актеров?
Клаудиу Бленц, актер: Ионеско сам предложил Роберту Уилсону поставить его пьесу. С момента, когда он увидел работы Боба, драматург посчитал Уилсона самым подходящим режиссером для постановки своих произведений. Тот тогда отказался и поставил пьесу только через 40 лет.
Алесандру Боуряну, директор театра Крайовы: Зритель привык к восходящему действию в спектакле. А здесь спектакль начинается очень мощно, но по ходу скорость и ритм падает. Вы знаете, преобразование людей в носорогов связан с темой фашизма. Роберт Уилсон не ставил простой спектакль. Он, в первую очередь, – художник. Вы увидите практически выставку современного искусства в формате 10D.
- На сцене практически все диалоги произносит один актер. В то время как другие персонажи часто безмолвны. С чем связано такое сценическое решение?
Шарль Шеми: «Носорогов» мы не переписывали, но мы создали что-то новое, отличное от изначального. Во многом, драматургия вращается вокруг актера Илие Георге. Он произносит реплики различных персонажей, превращая диалог в мультимонолог. Он безгранично существует на сцене. То, что мы делаем, основано на людях, которые работают на сцене. Это и «Носороги» Ионеско, и документальное произведение о людях из Театра Крайовы.
Алесандру Боуряну: Наша команда очень гордится тем, что у нас такие хорошие местные актеры. Когда Уилсон приехал в Крайову, он встретил там Илие Георге. Ему 75 лет. Уилсон посчитал, что это актер очень высокого уровня, и взял его в радиоспектакль со звездами международной театральной сцены в Германии.
- Как вам работалось с великим режиссером?
Клаудиу Бленц: Встреча с Уилсоном – это предел мечтаний актера, Эверест. Уровень концентрации и напряжения очень большой. Актеров просят быть на площадке не только телом, но и мыслями. Мы работали над проектом два месяца. От нас требовали дисциплины, концентрации и четкости. Как швейцарские часы. За что я уважаю Уилсона – за честность по отношению к театру и актерам. Вы полюбите этот спектакль, если откроете свое сознание.
- Все актеры постановки носят оригинальный и сложный грим. Сколько времени тратится на его нанесение?
Клаудиу Бленц: Чтобы играть в постановках Уилсона, надо вживаться в свою роль – в том числе, и внешне. Грим занимает больше двух часов на одного человека.
Шарль Шеми, помощник Уилсона: Сам Боб Уилсон ненавидит находиться в театральном гриме. Он очень редко играет в своих спектаклях. В одном он исполняет эпизодическую роль, где ему приходится наносить маккиях. Каждый раз для него это пытка, он даже кричит!
- Театр Крайовы впервые приехал в Воронеж. Румынским артистам пришлась по душе российская провинция?
Алесандру Боуряну, директор театра: Труппа Театра Крайовы, который существует с 1950 года и гастролирует по всему миру, очень гордится тем, что мы смогли приехать сюда. Потому что актеры и работники театра любят все, что связано с Россией. У нас настоящий культ России! Вы себе даже не можете представить, как счастливы были актеры, когда они вышли на Красную площадь.
Каждый год на шекспировском фестивале в театре ставят огромное количество постановок по произведениям российских писателей. Сейчас в театре монтируется спектакль по пьесе «Месяц в деревне» Тургенева. Вообще в нашем репертуаре много постановок по русским текстам. В прошлом сезоне ставили «Иллюзии» Вырыпаева.