В минувшее воскресенье в Парке авиастроителей сотрудники предприятия и просто жители Левого берега поздравляли друг друга и вместе радовались тёплому дню, чистому небу и новому взлёту ВАСО.
Секрет подъёма
По традиции, воронежцы приходили в парк целыми семьями и вместе смотрели праздничный концерт. На сцене исполнялись знакомые каждому песни 30–х гг. – эпохи авиационной романтики, выступали детские ансамбли.
Праздничному настроению способствуют и результаты, которые завод показывает в последние годы. Упадок 90–х и «нулевых» постепенно сменяется новым подъёмом. Так, в 2014 г. предприятие впервые за много лет полностью выполнило гособоронзаказ. Ещё больше самолётов нужно выпустить в этом году – несмотря на трудности в кооперации с Украиной по производству Ан–148. Руководство ВАСО подчёркивает, что существующие проблемы вполне разрешимы в рамках программы импортозамещения.
Будущее предприятия связано с производством самолётов Ил–112В. Сегодня идёт активная подготовка к их производству. На крыло первый самолёт должен встать в июле 2017 г. Продолжается производство и давно зарекомендовавших себя надёжных и безопасных Ил–96.
Главный секрет роста – кадровая политика. Сегодня завод активно привлекает молодых специалистов и развивает социальные программы. В этом году был подписан новый коллективный договор, по которому работник стал ещё более защищён.
Об этом же документе упоминал в своём слове и председатель профкома Анатолий Башкирев. В праздничный день звание «Заслуженный ветеран труда» было присвоено 25 работникам завода, звание «Ветеран труда» – 48. Впрочем, Анатолий Башкирев вспомнил и те времена, когда такие звания получали 400–500 человек. Но, судя по одной только массовости праздника, люди в отрасль возвращаются.
Будущее за нами
– В 2014 г. мы выполнили план производства и госконтракт, – отметил Дмитрий Пришвин,
гендиректор ВАСО. – В 2015 г. перед нами стоят глобальные задачи – рост объёмов производства на 25%. Для этого в течение года мы набрали больше 500 человек, обучили персонал. Коллектив завода стал моложе в этом году: сегодня средний возраст – 42 года. Эта тенденция должна продолжаться. Производительность в этом году выросла на 7%. Всё это говорит о том, что командная слаженная работа завода позволяет решать поставленные задачи. Основным событием 2015 г. я считаю то, что завод по результатам тщательного отбора среди предприятий ПАО ОАК был выбран заводом–«финалистом» сборки военно–транспортных самолётов Ил–112В и выиграл грант на их производство.
– Этот праздник радикально отличается от праздников других предприятий и от праздников минувших лет, – подчеркнул Сергей Гаврилов, депутат Государственной Думы. – Во–первых, именно сейчас авиация доказывает, что она крайне нужна стране с точки зрения безопасности и конкурентоспособности в области высоких технологий. Второе: совершенно неожиданно для наших партнёров и соперников – зарубежных и отечественных предприятий – ВАСО вырвалось вперёд. Почему? Завод смог выработать уникальную формулу победы в условиях кризиса, санкций, нехватки финансирования. Первое – это сохранение кадров и конструкторской мысли, связка с головным КБ, второе – опора на отечественную технику.
– Мы гордимся, что Воронежский край имеет такой завод. Это комплекс, способный выпускать современные, конкурентоспособные на мировом рынке воздушные суда! На них летают президенты, министры и рядовые пассажиры, – добавил от имени регионального представительства заместитель департамента промышленности Воронежской области Игорь Бригадин.
Связь поколений
В перерывах между песнями на сцену вызывали лучших работников предприятия – инженеров и рабочих. Всего в этот день были отмечены 155 сотрудников.
Сергей Шахов, молодой инженер–конструктор первой категории, пришёл на завод три года назад, выпустившись из технического университета. Признаётся, что выбрать место работы помогла любовь к авиации. Сегодня Сергей учится в аспирантуре и занимается общественной работой в молодёжном совете.
– В последние два года на завод снова стала идти молодёжь, – рассказал он. – Предприятие даёт полностью проявить себя. Молодёжный совет участвует в различных соревнованиях, в т. ч. всероссийских. Постоянно проходят культурно–массовые и оздоровительные мероприятия. Конечно, мотивирует и реальное прибавление зарплаты. Молодые рабочие проходят ученический курс, во время которого выплачивается стипендия – около 15 тыс. руб. в месяц.
Но, конечно, самыми главными гостями праздника были ветераны предприятия, те, чей стаж уже перевалил за полвека. Так, Михаил Прилуцкий, начальник конструкторской бригады отдела главного конструктора, начал работать в 1963 г. разметчиком и перешёл в конструкторы, когда завод стал выпускать легендарные Ту–144. Много лет работала конструктором и его жена, Александра Игоревна.
– Я думаю, что у завода очень хорошее будущее, – сказал Михаил Исаакович. – Ведь есть заказы на Ил–96–300, Ил–96–400, Ан–148. Ну, и перспективный самолёт – Ил–112. Будем работать, будем строить самолёты.
Меняются поколения самолётов, меняются поколения сотрудников завода, но связь между ними не прерывается. Пожалуй, именно это делает ВАСО уникальным предприятием.