На днях в Воронеже эту тему обсудили губернатор Алексей Гордеев, зампредседателя правительства России Дмитрий Рогозин и руководители предприятий «оборонки».
Локомотив индустриализации
10 сентября на воронежском авиазаводе прошло совещание о выполнении гособоронзаказа предприятиями Воронежской области. Оборонная промышленность – едва ли не единственный локомотив новой индустриализации, и одна из основных задач, стоящих перед предприятиями ОПК, – создание высокотехнологичного гражданского производства.
– После 2020 года мы пройдём основной этап перевооружения армии, когда будет компенсировано многолетнее отсутствие обновления в ОПК и вооружённых силах, – обратился к собравшимся вице–премьер. – И следующей задачей станет удержание уровня перевооружения: такого мощного финансирования в рамках гособоронзаказа уже не будет. Вы должны подумать, как использовать уже вложенные в обновление и наращивание возможностей средства, полученные современные технологии и кадровый потенциал, чтобы насытить рынок высокотехнологичной гражданской продукцией.
Одно из перспективных направлений – производство медицинской техники. Сегодня Россия ежегодно тратит на её закупку от 300 до 350 млрд рублей. Суммы затрат на лекарственные препараты – ещё больше.
В Воронежской области напрямую на гособоронзаказ сейчас работает 21 организация. Ещё несколько предприятий – в кооперации с ними. В 2015 году региональные предприятия ОПК произвели продукции на 60 млрд руб., при этом темп роста составил 102% к 2014 году.
– Сегодня продукция предприятий «оборонки» составляет 17% от продукции промышленных предприятий области, – отметил Алексей Гордеев. – Здесь наиболее высокий уровень зарплаты, произошло существенное омоложение коллективов, в частности, Концерна «Созвездие» и авиазавода. Общее число работающих в отрасли – более 31 тысячи человек. И это квалифицированные профессиональные кадры.
Самолёты будущего
После совещания Дмитрий Рогозин и Алексей Гордеев в цехе окончательной сборки познакомились с производством самолётов ИЛ–112В, МС–21, Ан–148 и поднялись на борт строящегося ИЛ–96.
В июле завод передал специальному лётному отряду «Россия» управления делами Президента РФ новый самолёт Ил–96–300. Все системы этой машины – российского производства. Воздушное судно построено в кооперации с ведущими отечественными предприятиями, которые занимались, в частности, разработкой систем связи и защиты самолёта.
Кроме того, Воронежское акционерное самолётостроительное общество (ВАСО) передало в эксплуатацию Минобороны России Ил–96–400 специальной комплектации. Воздушное судно успешно прошло весь комплекс наземных и лётных испытаний. Планируется, что в конце текущего года завод передаст заказчику ещё один Ил–96–300.
Объединённая авиастроительная корпорация выбрала ВАСО основным производителем лёгких военно–транспортных самолётов Ил–112В, и завод уже приступил к строительству первого образца. В середине 2017 года должен состояться первый полёт.
Зампредправительства уделил особое внимание производству Ил–96–400 – удлинённого почти на 10 метров варианта Ил–96–300. В салоне будет 370 (для бизнес–класса) или более 400 (экономичный вариант) мест. Ил–96–400 призван стать основным отечественным лайнером для дальнемагистральных перелётов до тех пор, пока не будет поставлено на поток производство нового конкурентоспособного пассажирского самолёта с двигателем высокой мощности. Сейчас такой двигатель в 35 тонн тяги проходит испытания в Перми.
– Возникла ситуация, когда наши авиационные компании перестали эксплуатировать отечественные пассажирские самолёты из–за так называемой топливной неэффективности, – сказал Дмитрий Рогозин. – В бизнесе всегда считают, сколько потрачено топлива на одного конкретного пассажира, и получается, что нашим пассажирам, летающим на наших же самолётах, приходится переплачивать за билет по сравнению с полётом на «боингах» или «эйрбасах». Ил–96–400 отвечает требованиям авиакомпаний по нагрузке на одно кресло по топливу. Плюс мы полностью делаем собственный салон, тем самым удешевляя производство. Ил–96–400 может закрыть основные потребности как по дальнемагистральным полётам, так и по чартерным рейсам на курорты в летний сезон.
Кроме того, федеральное финансирование выделено на создание Ил–114, призванного «закрыть» все межрегиональные перелёты дальностью 1,5 тыс. км. Вместимость самолёта – около 70 пассажиров. Он сможет садиться не только на полосу, но и на грунт, снег и лёд.
Возможно, когда воплотятся в жизнь эти планы, отечественные авиакомпании перестанут покупать зарубежные самолёты и финансировать экономику стран, которые вводят санкции против России.
– И Воронеж играет в этом процессе очень важную роль, – подчеркнул вице–премьер.
Безопасный атом
Затем делегация переехала на территорию Нововоронежской атомной станции (НВАЭС). Сначала гости посмотрели головокружительную панораму стройплощадки Нововоронежской АЭС–2, а затем познакомились с работой шестого энергоблока станции. 5 августа инновационный энергоблок поколения «3+» выдал первые 240 МВт в энергосистему страны.
Блок оборудован пассивными системами безопасности, которые в случае ЧП остановят реакцию даже при полной потере электроснабжения и без вмешательства оператора. Аналогов в мире пока нет.
Запуск шестого энергоблока повысит суммарную мощность электростанции в 1,5 раза и поможет развитию экономики Воронежской области. Уже в первый год после освоения 100% мощности дополнительные поступления от налога на имущество могут достичь 2 млрд рублей.
После экскурсии по станции было подписано дополнительное соглашение о сотрудничестве между госкорпорацией «Росатом» и правительством Воронежской области.
– Сегодня Дмитрий Олегович поставил новую задачу – параллельно развивать гражданскую продукцию, – подвёл итог губернатор. – Это принципиально интересная для нас задача, она связана как с нашим внутренним потреблением, так и с горизонтальными связями с другими регионами России. Мы видим здесь громадный потенциал.