Домофонщики, годами собирающие деньги за обслуживание домов, вдруг узнали, что они теперь не при чём: домофоны – это общее имущество, а значит, плату за них будут брать УК.
Битва за клиента
В едином контакт–центре по вопросам начисления ЖКХ так прокомментировали появление двойных квитанций: «В сентябрьской жировке помечалось, что плата за домофон с 1 октября будет включена в общую квитанцию, так как домофон – общедомовое имущество. Индивидуальный предприниматель должен заключать договор с УК, которая обслуживает многоэтажный дом, жильцы только частного сектора могут заключать договоры с ИП напрямую. Двойные квитанции будут приходить, пока ИП и УК не договорятся и не заключат договоры».
Между тем Юрий Хандоцкий, индивидуальный предприниматель, считает, что данные действия УК иначе как рейдерским захватом не назовёшь.
– Они просто нас разоряют, – уверен он. – Моя компания, например, занимается установкой и обслуживанием домофонов уже шесть лет. Раньше УК отнекивались от домофонов и дверей в подъездах многоэтажек. Мы заключили с жильцами договоры, отремонтировали, а в некоторых подъездах за свой счёт даже поменяли двери, поставили домофоны и добросовестно их обслуживали всё это время.
По словам Романа Виноградова, владельца другой частной домофонной фирмы, первые двойные квитанции за домофон воронежцы начали получать ещё в феврале, тогда же появились объявления, что их начала обслуживать другая компания, а на входных дверях кто–то стал закрашивать номера телефонов «родной» службы.
– Я с 1998 года занимаюсь домофонами – монтажом и техническим обслуживанием. И вдруг в этом году ряд управляющих компаний, не предупредив нас, мелким шрифтом в общей квитанции проинформировал, что отныне жильцы будут платить им. Но почему так? Наши договора с жильцами не расторгнуты. И нам никаких предложений от УК не поступало, – уверяет Виноградов. – Люди вынуждены платить за домофон в общую квитанцию, так как счёт выставляется единый. Тем не менее, мы продолжаем и продолжим обслуживать своих клиентов.
Коммунальщики же отстаивают своё право заниматься техобслуживанием установленного в подъездах оборудования, ссылаясь на 491–е постановление правительства, где прописано, что УК отвечает перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несёт ответственность за надлежащее содержание общего имущества как самостоятельно, так и привлекая подрядчиков.
– В пункт № 7 раздела I постановления № 491 как раз включена графа об автоматически запирающихся устройствах дверей подъездов многоквартирных домов. С подрядными организациями мы заключили соответствующий договор. Таким образом, мы привели свою деятельность в соответствие с законом, – поясняет Нина ПЫЛЬЦИНА, начальник юротдела УК Левобережного района. – Подрядные компании выбрали в соответствии с законом «О защите прав конкуренции»: учитывали наиболее выгодную абонентскую плату для жителей, сроки и качество обслуживания, которое они предлагают. Например, отдавали приоритет тем фирмам, которые готовы были устранить неполадки в работе домофонов, скажем, за один день, а не за три, обращали внимание на количество бесплатных выездов.
Курочка по зёрнышку
Суть конфликта – разное понимание, кому принадлежит домофон. УК относят его к общедомовому имуществу, а домофонные ИП – к собственности жильцов.
– Домофон считается собственностью тех людей, которые платили за его установку. Если бы домофон был установлен при строительстве многоэтажного дома до его заселения, тогда – да, это общедомовое имущество, – настаивает Виноградов.
Но коммунальщики ссылаются на часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ: «имущество в доме, не являющееся частями квартир и предназначенное для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности». А домофон – это, мол, как оборудование в многоквартирном доме, которое обслуживает более одной квартиры.
Управляющие компании уже в ближайшее время намерены «навести порядок» в домофонном обслуживании и провести встречи с жильцами. Пусть плата за эту услугу совсем небольшая – не сравнить с тем, что собирают УК по «первой строке» – отказываться от того, что само плывёт в рот, коммунальщики вряд ли будут. «Курочка по зёрнышку»: даже 30 руб. с квартиры – это 360 руб. в год или больше 70 тыс. со всего дома, рассчитанного квартир на 200. Кто ж откажется?
Домофонные же компании, в свою очередь, не намерены просто так отдавать свой бизнес. По словам Виноградова, они уже разослали письма во все надзорные органы: в прокуратуру, в администрацию города, государственную жилищную инспекцию, антимонопольный комитет. Следующим их шагом, скорей всего, станет обращение в суд.
И хотя точка в споре ещё не поставлена, многие жители уже начали платить за домофон по общей коммунальной квитанции в страхе в случае долгов лишиться всех льгот и субсидий. Понятно, что домофонщики негодуют: вот так, без шума и пыли, у них взяли и попросту «отжали» бизнес. И удастся ли восстановить «статус кво» – ещё большой вопрос.