Волонтеры, общественники, люди с инвалидностью и представители власти собрались за круглым столом, чтобы обсудить итоги масштабных проверок городского транспорта. Напомним, ранее активисты инклюзивного проекта «1+1. Учимся жить вместе» устроили акцию, чтобы проверить, насколько автобусы Воронежа адаптированы под маломобильных граждан.
Закрыл двери и уехал
Колясочник Виктор Счастливый приехал в Воронеж провести «Уроки дружбы и доброты» и заодно поучаствовал в мониторинге пассажирского транспорта. Результаты общественника шокировали. Виктор сделал вывод, что в Воронеже «доступа нет». В течение сорока минут он пытался сесть в автобус, который едет в центр, но попытки отказались тщетными.
«Первый доступный автобус №5А остановился на проезжей части далеко от остановки, и мы не успели к нему подъехать. Водитель второго автобуса №5А на просьбу откинуть пандус нас проигнорировал и уехал. В третьем случае водитель откинул пандус, но он остался у него в руках», - рассказывает член регионального штаба ОНФ в Москве.
Как рассказал исполнительный директор ТК «Автолайн +» Виктор Натаров, водителя пассажирского автобуса №А, который закрыл двери перед инвалидом и уехал, уволили незамедлительно.
«Всего в нашем автопарке 332 единицы подвижного состава, из них 65 – низкопольные автобусы большой вместимости. Пандусами оборудованы 55 автобусов, - рассказал Виктор Натаров. – При приеме на работу мы проводим инструктаж с водителями, в том числе, по перевозке пассажиров с инвалидностью. Но есть несознательные люди, которые пренебрегают правилами. Безусловно, водителя, который закрыл двери перед колясочником, мы уволили. Да, водитель должен был выйти, открыть пандус и помочь инвалиду заехать. Но ведь и пассажиры не откликнулись. Никто не помог парню. Черствость людей поражает. Не отрицаю, что мы испытываем нехватку водительского состава. С чем это связано? С низким заработком или ростом цен на дизельное топливо? Это вопрос открытый».
Проблемы были и на других маршрутах – в ряде автобусов водители не смогли открыть пандусы, где-то они не предусмотрены вовсе. Не все колясочники столкнулись с барьерами. Например, водители автобусов №41, 80 и др. с радостью откликнулись на просьбу людей с инвалидностью откинуть пандус и помогли им заехать в салон. Но, к сожалению, положительных примеров оказалось немного.
«В городе нет культуры вождения»
«Мы проводим подобные рейды уже на протяжении пяти лет, и ситуация не меняется в лучшую сторону, - подчеркнула руководитель воронежского отделения Всероссийского общества инвалидов Татьяна Беляева. – Водители видят колясочников, перестраиваются в третий ряд и проезжают остановку. Или же они открывают дверь со словами: «Все равно у меня пандус не работает». О чем говорить, если водители даже друг друга не уважают, постоянно устраивают гонки. У нас в городе полностью отсутствует культура вождения».
По словам главного специалиста отдела организации транспортного обслуживания населения управления транспорта Воронежа Максима Захарова, вопрос хамского поведения должен решиться, когда у водителей не будет борьбы за наличные средства. «Внедрение безналичной оплаты и транспортной карты должно улучшить ситуацию», - добавил чиновник.
«Давайте устроим совместную проверку. Последний рейд был летом, было вскрыто множество нарушений. Какие-то пандусы были забиты грязью, где-то не работали замки. Перевозчики должны были устранить выявленные нарушения, но, по всей видимости, не устранили. Конечно, есть необходимость увеличить долю автобусов, оснащенных пандусами. К слову, в ближайшее время нам должны передать порядка 30 новых автобусов, которые будут доступны для маломобильных граждан. И это не предел. В перспективе мы хотим разработать мобильное приложение, которое будет выстраивать маршрут низкопольных автобусов. Наш мэр Вадим Юрьевич выделил транспорт, как приоритетное направление в развитии города».
Еще на один важный момент обратил внимание участников встречи директор транспортной компании «Автолайн +»:
«Существует террористическая опасность. Водитель выходит из-за руля, чтобы откинуть пандус инвалиду. А что если кто-то нехороший сядет за руль? Этот момент необходимо отрегулировать. Возможно, кондуктору в это время наблюдать за рабочим местом водителя».
«Мы наблюдали хороший тюменский опыт, когда кондукторы работают в паре с водителями. Видя инвалида, кондуктор просит водителя подъехать ближе», - добавил Виктор Счастливый.
При этом кондукторы есть далеко не во всех пассажирских автобусах. Например, в муниципальных автобусах «Воронежпассажиртранс» их практически не встретить.
«Мы поможем починить»
Колясочники в один голос указали на то, что проблемными в Воронеже являются не только автобусы, но и «барьерные» остановки.
«В городе необходимо поменять остановки, чтобы не было такого большого перепада. Нам приходилось садиться в автобус с проезжей части. Съезды нужны не только колясочникам, но и, например, мамам с детьми», - отметил Виктор Счастливый.
«Остановки нуждаются в реконструкции. В первую очередь, те, где есть большое скопление людей с инвалидностью. Мы понимаем, что сделать это за один день, невозможно, также как и закупить новые автобусы с пандусами. Но можно начать с малого – хотя бы отремонтировать пандусы в тех автобусах, в которых они есть, но сломаны. Это вполне можно сделать за один день», - подчеркнула руководитель проекта «1+1. Учимся жить вместе» Анна Коломенская.
Неравнодушные воронежцы предложили помочь с ремонтом пандусов. «Мы можем приехать и смазать маслом механизмы. Нам не трудно», - обратились к властям и перевозчикам участники круглого стола.