Десять лет назад, когда по Воронежу начал курсировать бесплатный транспорт, пенсионеры и небогатые горожане вздохнули с облегчением: хоть какая-то альтернатива отменённым льготам. Но чем дальше в лес, тем больше дров. Сейчас в адрес окрашенных в жёлтый цвет «народных» автобусов приходится слышать много жалоб и недовольства.
Бесплатный сыр
В редакцию «АиФ-Черноземье» обратилась Татьяна Лопытова, жительница Воронежа. Женщину интересовало, почему так безобразно стали ходить бесплатные маршруты.
– Я зарабатываю немного, и «народный» автобус был мне в помощь – хоть и редко ходит, но можно подгадать под расписание и деньги на проезд сэкономить, – рассказала она. – Но сейчас бесплатный транспорт приходится ждать по часу, а то и больше. Салоны холодные, грязные, да ещё дребезжат, того и гляди – развалятся по дороге. Почему к народу, который пользуется такими автобусами, относятся как к скоту? Или если везут бесплатно, можно как угодно издеваться?!
К слову заметить, на «народный» маршрут люди жалуются не только журналистам, но и правозащитникам. Так, с начала года к уполномоченному по правам человека поступило несколько обращений от горожан о несоблюдении графика движения бесплатными автобусами. Правозащитники сочли ситуацию странной и противоречивой. Ведь на обслуживание маршрута из облбюджета выделяются приличные суммы…
– Горожане жалуются, что бесплатные автобусы ходят редко, – прокомментировала ситуацию Инга Небольсина, ведущий специалист аппарата уполномоченного по правам человека в Воронежской области. – Мы выяснили, что автобусы ходят по графику. Вся проблема в том, что самих автобусов мало, потому такие большие перерывы в их движении. Увеличить количество транспорта на «народном» маршруте пока невозможно – такой мы получили официальный ответ.
Без вариантов?
В прошлом году горожанам жёлтые автобусы пришлось отстаивать – во властных кабинетах обсуждалось, что проект надо «свернуть». Тогда Владимир Ключников, председатель облдумы, заявил, что «финансировать муниципальные перевозки областной бюджет не должен», деньги на эти цели правильнее было бы брать из городской казны. При этом спикер признал, что горожане к жёлтым автобусам привыкли. Подтверждением тому – многочисленные обращения к депутатам с просьбой оставить «народный» маршрут.
Пожелания воронежцев учли. И хотя ряды жёлтых автобусов изрядно поредели – когда транспорт выходил из строя, его просто снимали с линии – «народные» маршруты сохранили. И облбюджет до сих пор выделяет деньги на эту программу.
Но за что мы боролись? За часовые ожидания и неудобные поездки в холодных автобусах, которые за десять лет эксплуатации изрядно износились? Пока получается, что так.
– Транспорт износился, система отопления устарела, – пожаловался Николай Даньков, генеральный директор ПАТП-3, предприятия, которое обслуживает бесплатные автобусы. – Сейчас финансируется только текущее содержание маршрута, топливо и зарплаты водителей. А на обновление состава денег пока не выделяется.
Тем не менее, по словам Данькова, дело на месте не стоит. Для старых автобусов закупают новые отопительные устройства, «чтобы бесплатные поездки были комфортнее». А ещё прорабатывается вариант аренды новых низкопольных автобусов с газовыми двигателями. Но это предложение только в процессе рассмотрения. И пока мы имеем то, что имеем: жёлтых автобусов на линии выезжает всё меньше, а денег из облбюджета на их финансирование уходит всё больше. «Народный» транспорт доживает свой век, и у людей с низким достатком, похоже, скоро не останется никакой альтернативы…
Справка
Проект «Народный маршрут» стартовал в 2003 году с целью поддержать людей с небольшим достатком. С самого начала в его целесообразности были сомнения. Так, к примеру, Юрий Анохин, Герой России, будучи депутатом облдумы, сравнивал «народный» маршрут с проектом «Воронежинвест», принёсшим почти миллиардные убытки. Герой России был убеждён – лучше не создавать бесплатных маршрутов, а сделать общественный транспорт доступным для льготников.
Тем не менее бесплатный транспорт на улице города появился. Сто жёлтых автобусов были закуплены по указанию тогдашнего губернатора Владимира Кулакова. Бесплатный транспорт стал востребован не только малообеспеченными людьми, но и всеми пассажирами.
В середине 2012 года Московский институт автомобильного транспорта разработал «Рациональную маршрутную сеть» для Воронежа. В этом проекте нашлось место и маршрутам «народного» автобуса. Эксперты рекомендовали доработать пути следования транспорта и учесть потребности тех горожан, которые пользуются жёлтыми автобусами. Как посчитали специалисты, «народные» маршруты должны курсировать по тем частям города, где сосредоточены больницы и поликлиники. Также они посоветовали заменить существующие автобусы на низкопольные – более приспособленные для пожилых людей, инвалидов и мам с колясками.