Несмотря на многочисленные транспортные реформы, которые проводят городские чиновники, ситуация с пассажирским транспортом в Воронеже лучше не становится. Это доказывают и отзывы воронежцев, и статистика ГИБДД. Почему так происходит, кто виноват в плохом пассажирском обслуживании и можно ли вообще навести порядок в этой сфере, выяснял «АиФ-Черноземье».
Что возмущает пассажиров?
В Воронеже выезжавший из «Града» автобус № 84 компании «АвтоЛайн+» сломался… из-за перегруза. Толпа желающих уехать прямо-таки атаковала автобус, но из-за раздутого «чрева» пассажиры едва доехали до «Олимпика». Через пару дней последовали официальные комментарии перевозчика, мол, причиною стали технические неполадки.
Напомним, председателем совета директоров ГК «АвтоЛайн», куда входит и ТК «АвтоЛайн+», является депутат Воронежской городской Думы Дмитрий Крутских, и претензий к этому перевозчику всегда хватало. Набитый пассажирский транспорт — всего одна из них. Конечно, у людей есть выбор: ехать в обнимку с другими пассажирами либо ждать следующий автобус. Но иной раз очередную маршрутку можно прождать очень долго. Вот и в минувшие выходные активисты движения «Город и транспорт» так и не дождались автобуса № 49М компании «АвтоЛайн+», маршрут которого продлили до остановки «Придача».
Жительница Отрадного пожаловалась, что в их микрорайоне Черемушки нет официальной остановки, поэтому многие водители не останавливаются, и люди вынуждены идти пешком полтора километра. Часто автобус № 65 игнорирует остановку «Хопёрский переулок». А в район Будённовского и Берёзовского кладбищ — вокруг 14 дачных товариществ (10 тысяч участков) — автобус в осенне-зимний период ходит с интервалом в целый час и только до часу дня!
«Сотни семей живут там зимой с детьми, многие жители — пенсионеры и инвалиды. Они не могут после часа дня никуда вырваться. На кладбища часто приезжают иногородние, и они не знают, что автобус так рано заканчивает движение. В итоге приходится шагать пешком пять километров», — пожаловалась Нина Близнеченко.
Ещё один больной вопрос — платные парковки. Они вводились для того, чтобы избавить центр от пробок. При этом обещались льготы для инвалидов. Но сих пор инвалиды в недоумении, как ими пользоваться? Положенные по закону бесплатные места занимают автохамы, и никто за этим не следит. А на многих парковочных площадках, в том числе у некоторых больниц и поликлиник, бесплатных мест просто нет.
«Всего парковочных мест для инвалидов 600, а в городе проживает около 40 тысяч маломобильных граждан, — возмущается Мария Раполова. — Главный специалист управления транспорта мэрии Максим Захаров пояснял, почему так мало. Согласно СНиПам и ГОСТам, для таких парковочных мест нужно больше места, определённый уклон. Но как быть нам? У онкоцентра на Вайцеховского вообще нет парковки для инвалидов, а там практически все пациенты — люди с инвалидностью. Я ставлю машину и в страхе жду штрафа. А для меня 1,5 тысяч рублей — неподъёмная сумма».
Ехать на автобусе — тоже не выход. Во многих автобусах пандусы даже не предусмотрены. Хотя и наличие пандуса — не панацея. Так, в конце ноября водитель автобуса №5а всё той же компании «АвтоЛайн+» просьбу инвалида-колясочника откинуть пандус проигнорировал и уехал!
Держись двумя руками!
«Мой знакомый похвалился, что теперь отвечает за выпуск на линию автобусов, а у него никакого образования нет, он их не проверяет, — поделился пенсионер Владимир Лабузов. — Ранее кабины были обустроены для инструктора, который ездил с водителем, пока тот не научится хорошо водить. Сейчас возить пассажиров доверяют неизвестно кому. Посмотрите, как они тормозят! В автобусе за поручни держимся двумя руками — одна знакомая отпустила руку и упала…»
Осложняет ситуацию и тот факт, что городской транспорт держат частники — 12 частным организациям принадлежит 86% подвижного состава. У муниципального предприятия «Воронежпассажиртранс», соответственно, всего 14%. Поэтому проверяющие органы надеются в основном на «народных инспекторов».
Так, замначальника отдела технического надзора регионального УГИБДД Андрей Кондусов предложил жителям отправлять в их ведомство видео нарушений, свидетелями которых они стали, а главный специалист управления транспорта мэрии Воронежа Наталья Малахова посоветовала звонить на номера телефонов, указанные в салонах автобусов.
Кстати, в рамках недавней акции под видом пассажиров инспекторы областного ГИБДД в течение трёх недель охотились за нарушителями. Проверили четыре тысяч автобусов. На фото и видео зафиксировали почти 1,5 тысяч проступков — водители превышали скорость, болтали по мобильным, игнорировали разметку, дорожные знаки и правила остановки при посадке и высадке пассажиров. А ещё в 120 машинах обнаружились технические неполадки, четыре автобуса и вовсе запретили эксплуатировать.
Неудивительно, что за прошедшие 10 месяцев количество ДТП с участием автобусов увеличилось на 30%, а по вине водителей маршруток — и вовсе на 130%. Произошло 69 ДТП, в которых 1 человек погиб, а 87 получили травмы.
Оправдывать водителей-нарушителей, конечно, нельзя, но понять их можно. Они стараются заработать — перевезти как можно больше народа, а для этого нужно обгонять, конкурировать, спешить… При этом многие автобусы уже не выходят на линии после 8-9 часов вечера, потому что невыгодно — основная масса горожан уже разъехалась с работы.
Почему же не наказывают водителей за нарушение графика? Да потому что их всегда не хватает на линии — нет должных условий труда, нет достойной оплаты, нет и желающих работать. А значит, ответственные за организацию пассажирского движения так и будут закрывать на нарушения глаза.
«Надо разбираться»
«Перевозка пассажиров — это оказание услуг, которое подпадает под закон «О защите прав потребителей». В случае нарушений можно обратиться в Роспотребнадзор. И если факт подтвердится, будут приняты меры. С парковочными местами — то же самое. Парковки сделаны с одной целью — получить дополнительные деньги. Но городская администрация обязана контролировать соблюдение правил парковки. Бывает так, что нормативный документ принимается, а его исполнение не контролируется. С этой ситуацией надо разобраться. Но, как мне видится, нарушения в сфере транспортного обслуживания в Воронеже не столько правовые, сколько организационные и административные», - комментирует замглавврача регионального управления Роспотребнадзора Михаил Чубирко.
«За последние годы состояние общественного транспорта никак не улучшилось. Да, заменили старые списанные европейские автобусы на отечественные. При этом вместо автобусов большой вместимости пустили «Газели» и «Нексты». Хотя они новые, но недостаточно удобные, - считает гражданский активист Виталий Иванищев. - Ездить в общественном транспорте до сих пор опасно для жизни, и никакими санкциями это не исправить. Нужно изменить мотивацию водителя: пока не будет оклада и премий за отсутствие нарушений ПДД, жалоб и аварий, нельзя говорить о безопасности. Кроме того, нужна хорошая маршрутная сеть: несколько магистральных и подвозящих маршрутов с транспортными узлами и единой транспортной картой. Эта идея, выдвинутая «Городом и транспортом», была воспринята мэрией, скажем так, весьма холодно. Никому не интересно заниматься этими вопросами, ведь это затронет интересы большого круга лиц, которые являются хозяевами маршрутов. Но, я думаю, к этому мы ещё вернёмся».
«В нашем центре мы проводим переподготовку водителей и сами сталкиваемся с вопиющими фактами. Иногда на занятия они приходят пьяные — мы сообщаем об этом руководителям, отказываем в обучении, - говорит завкафедрой эксплуатации транспортных и технологических машин ВГАУ им. Петра I Евгений Пухов. - Контролем технического состояния маршруток занимается Ространснадзор. В Воронеже есть межрегиональное управление. Если раньше удостоверение механика мог получить любой, то теперь — только имеющий профильное образование. В этом году все пойдут учиться. Если когда-то перевозчик мог сам подписывать путевые листы и проводить медосмотр — ставить все штампики, которые нашёл под рукой, то теперь он этого сделать не сможет. За всем будут следить механик по выпуску и медработник».