Примерное время чтения: 5 минут
456

Мировая премьера. В Воронеже представили первую оперу по Платонову

Сюжет Платоновский фестиваль искусств - 2019

1924 год. Губернский мелиоратор Андрей Платонов принимает участие в строительстве первой электростанции в маленьком селе Рогачевка под Воронежем. События, настроение и образы того опыта позже легли в основу «Рассказа о потухшей лампе Ильича».

1981 год. Композитор Глеб Седельников создает оперу «Родина электричества» - мощное, ломаное произведение, которое при жизни музыканта не берется ставить ни один театр.

2017 год. На открытии Платоновского фестиваля искусств впервые в мире представили оперу по произведению Андрея Платонова, а музыка, написанная три десятка лет назад Глебом Седельниковым, первый раз прозвучала для большой аудитории.

Урок истории, искусства и электротехники

Фото: Платоновский фестиваль

На сцене Воронежского театра оперы и балета царит авангард двадцатых. Направление, выбранное художником проекта Николаем Симоновым, подчиняет себе и сценографию, и видеоряд, и даже стиль субтитров, которые доносят до зрителя текст Платонова. Вообще с первых секунд погружения в атмосферу оперы хотелось разразиться аплодисментами в адрес создателей визуального ряда постановки. Плакатный стиль, геометрические формы, сошедшие с полотен Кандинского, контраст цветов и огромный грубый железный помост в центре сцены, постоянно вращающийся и видоизменяющийся, придали всему происходящему невероятную динамику и сразу же заставили наградить постановку Михаила Бычкова эпитетом «стильная».

Жителей Рогачевки мы встречаем безликими, даже обезличенными, двигающимися в едином монотонном потоке. Молебен, который они поют хором, наводит на мысли о крестном ходе. А костюмы – серые просторные робы – переносят нас то ли в ГУЛАГ, то ли на тюремный двор. С молебном заканчивается и вся мелодичность звуков. На сцену выходит главный герой Фрол Дерменко, а с ним и текст Платонова, который Глеб Седельников умудрился положить на свою музыку. Порой кажется, текст, протянутый оперными голосами, и рваная, прыгающая музыка абсолютно дисгармонируют друг с другом. Но вкупе с визуальным рядом и понимаем того, о чем писал Андрей Платонов, наоборот, создают гармонию. Ведь только так можно было передать саму суть той эпохи, когда обычные деревенщины, ночующие в землянках и питающиеся тем, что растет в своем – а то и чужом – огороде, шли строить электростанцию и коммунизм.

Стоя у трупа лампочки, подарившей надежду, а затем погасшую в пожаре, они все равно верят в светлое будущее. И вот эта вера, этот «счастливый» финал рогачевской истории для нас, людей, живущих на век после, предстает как трагедия.

«Это высшее переживание»

Фото: Платоновский фестиваль

После того, как отгремели аплодисменты, главный дирижер театра Юрий Анисичкин представляет залу особенную гостью вечера – Ольгу Александровну Седельникову, спутницу и теперь уже вдову Глеба Седельникова. Композитора не стало в 2012 году. Он всего несколько лет не дожил до воплощения своего произведения на сцене. Его жена, сама прекрасная вокалистка, была первой, кто напевал эти оперные партии. Она же записывала музыку, придуманную ее мужем, создавала партитуры, ведь Глеб Седельников был слепым с девяти лет.

«Для меня увидеть оперу – потрясение, - рассказала Ольга Седельникова. – К сожалению, Глеб мало слышал свои произведения, особенно исполненные с таким чувством. Для меня это высшее переживание. Глеб над всем работал очень тщательно. Эту оперу он создавал для камерного театра Покровского. Может быть, тогда не настояло еще время, когда она должна была прозвучать. Задача была – малыми силами поднять эту глыбу. А здесь такая масса участвует! Все мои чувства я посылаю Глебу, он был замечательным поэтом. В последние году ему было очень тяжело, но он все же перевел все свое наследие в электронный вид. Хочется поблагодарить людей, которые подняли эту глыбу».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах