Анимация всегда была загадочным процессом. Люди так научились придумывать мультяшные сюжеты, что рисованные герои обрели кровь и плоть, стали узнаваемыми и любимыми, их имена сделались нарицательными, а выражения разобрали на цитаты. Освоили этот вид искусства и в Воронеже. В нашем городе даже есть школа аниматоров.
От чего зависит успех, и что мешает нашим специалистам достойно конкурировать с голливудскими, накануне Международного дня аниматора, который отмечается 28 октября, нам рассказал аниматор Алексей Цицилин.
Выросли на 3D
в тему | |
---|---|
Благотворительный фонд «Дети России» (президент - генеральный директор УГМК Андрей Козицын) уже на протяжении нескольких лет поддерживает юных художников-аниматоров. Фонд проводит фестивали анимации. |
Елена Деревянкина, АиФ-Черноземье– Какие мультфильмы любят современные дети?
Алексей Цицилин – Как ни странно, они хотят 3D графику и спецэффекты. К сожалению, любимые нами советские мультики редко привлекают малышей нового поколения. Раньше мы включали телевизор в определённое время, весь день терпеливо ждали «Спокойной ночи, малыши!». Сейчас ждать не нужно – есть каналы, которые транслируют только мультфильмы. Их так много, что они уже не вызывают особого восторга.
– Сейчас в мультиках чего только не увидишь: и ужастики, и эротику…
– Я недавно был на фестивале анимационного кино, так там большая часть представленных мультфильмов не для детей. Причём иногда даже непонятно, для чего вообще это было сделано: реки крови, мрачные персонажи, всё серое, кругом негатив. Разве это мультик? Всё равно, что вилкой есть суп – теряется первоначальное предназначение и очарование мультфильма.
Сегодня нужно следить за тем, что смотрят дети. В западной анимации частенько бывает много насилия. Наши мультики, даже современные, добрее, в них больше смысла, они хотя бы чему–то учат. Сужу по сыну: если ему начать объяснять, что так поступать плохо, то у него в одно ухо влетит, из другого вылетит. Если же он посмотрит мультфильм, где показано, что так поступать нехорошо, то он это запомнит.
Всё дело в конфликте
– В чём, по вашему мнению, секрет хорошего мультфильма?
– Популярный и хороший не всегда синонимы. Как сделать популярный мультфильм? Во-первых, должна быть качественная картинка и хорошая анимация. Во-вторых, драма. Это обязательное условие, и примеров масса: «Король-лев», «Шрек-4», «Мегамозг». В-третьих, драма должна быть в комедийной форме.
Вообще же считается, что успех любого фильма зависит от четырёх вещей: музыки, операторской работы, сценария и режиссуры. Один напортачил – вся работа насмарку.
– А почему иногда качественные картины менее популярны?
– Тут многое зависит от рекламной кампании. Но есть и масса других факторов. Например, у нас много людей, которых называют «эмоциональными трусами». Это те, кто, увидев трейлер, говорит: я не пойду на этот фильм, у меня своих проблем хватает. Часто сильные фильмы не собирают в прокате столько, сколько развлекательное кино. Многие ходят в кинотеатры, чтобы посмеяться, поесть поп–корн, им не нужны работы, которые заставляют думать.
– Какой сюжет в мультике понравится всем?
– Важнее даже не сюжет, а конфликт, на котором он основан. Например, фильм про то, как в семье купца дочь выдают замуж за богатого человека без согласия невесты, сегодня уже не актуален – это пережиток прошлого. Но есть и вечные конфликты. Например, «Шрек–4»: герой был холостой, жил безмятежной жизнью, женился – настала рутина. Этот конфликт понятен всем! В итоге, герой уходит, и только оставшись один, понимает, как он всё–таки любит свою семью. Этот конфликт общий, он актуален всегда.
Успех проката
– Зачем Воронежу школа аниматоров, и насколько перспективна сегодня профессия создателя мультфильмов?
– Школа открыта для того, чтобы вырастить талантливых аниматоров, людей, у которых это в крови. Таких после обучения мы с радостью берём на работу. Но если ты пришёл в эту профессию лишь с целью – заработать сразу и много, то, скорее всего, ничего не выйдет. Здесь нужно годами трудиться, пытаться сделать что-то стоящее. Вот если человек ставит перед собой цель снять действительно хороший мультфильм, то у него есть все шансы хорошо заработать. Ведь чем лучше работаешь, тем больше получаешь. Когда я только устроился – 6 лет назад – зарабатывал 9 тыс. рублей. Сейчас, конечно, зарплата выросла. Тут верхних рамок вообще нет – всё зависит от человека.
– Как живётся аниматорам в нашем городе?
– Условия нам стараются создавать самые комфортные: к примеру, нужны какие–то особенные наушники – пожалуйста. Оборудование по последнему слову техники: я работаю на восьмиядерном компьютере – лучше пока нет. Места маловато, но в здании сейчас идёт ремонт, и скоро мы расширимся ещё на этаж.
– Мультфильм «Снежная королева» добился больших успехов. Кто раскручивал и финансировал проект?
– Продюсеры Владимир Николаев, Юрий Москвин и Тимур Бекмамбетов. Именно они ищут хороших спецов, договариваются со звёздами для озвучки, делают рекламу и пр. Им это интересно, и они выкладываются на полную.
– Как вы думаете, мультфильмы, сделанные в Воронеже, смогут в будущем конкурировать с зарубежными?
– Обязательно. «Снежная королева», снятая нами, – это большой шаг вперёд. Вся кинопродукция России за 2012 год в мире собрала около 2 млн долларов. «Снежная королева» только в одной Корее «прокатилась» на 2,5 млн.
Да, может, у нас нет такого бюджета, как у американских компаний. Может, у нас не хватит средств, чтобы создать такую эффектную динамику волос, как у Рапунцель. Но ведь творческую составляющую никто не отменял! Вполне реально сделать хороший продукт, если всё будет интересно, смешно, динамично и красиво.
Правда, тут есть одна проблема: пустят ли американские компании российский мультфильм к себе на рынок? Может случиться и так, что высококачественный мультфильм не пройдёт в кинотеатрах, потому что какая-то крупная компания выставит условия: если вы покажете это, то мы не дадим вам свой проект. Не все в таком случае рискнут показать российскую ленту. Впрочем, это вопросы совсем из другой оперы.