
День космонавтики - праздник, проникнутый романтикой и героизмом. О том, как отправлялись к звёздам первые ракеты, рассказал ветеран Конструкторского бюро химавтоматики Павел Попович.
Безымянный космодром
- Павел Семёнович, в какой атмосфере проходили первые пуски ракет?
Однажды при мне взорвалась ракета - это был не пилотируемый, а боевой пуск. Как положено, специалисты находились в бункере, а в коридоре было много солдат. Обычно, как только ракета уходила со стола, солдаты первыми выскакивали наружу и провожали её взглядами. И в этот раз они, ничего не подозревая, хотели выбежать на улицу. К счастью, начальник площадки полковник Кирилин громогласно скомандовал: «Назад!». В тот раз никто не пострадал.
- Полёты в космос всегда окружал героический ореол. Как относились к вашей работе родные, знакомые?
- О многом не принято было говорить. Когда я приезжал на родину в Херсонскую область, бывшие одноклассники удивлялись: «Почему ты ничего о себе не рассказываешь?». А после группового полёта кораблей «Восток-3» с Андрияном Николаевым и «Восток-4» с Павлом Поповичем соседки жены даже подумали, что это я побывал в космосе. Отец тоже шутил - говорил, что в космос полетел я, а отчество мне сменили из конспирации.
«На нас, на ТАСС…»
- Ваша семейная реликвия - повязка с автографом Юрий Гагарина. Как вы его получили?
- До полёта Валентины Терешковой я ни разу не видел, как уходит ракета. В бункере было четыре перископа. Первые три занимали председатель комиссии, руководитель пусков и главный конструктор. А четвёртый - кому повезёт. В тот раз, спустившись в бункер по двухчасовой готовности, я сразу «прилип» к перископу. Меня попытался было оттереть будущий муж Терешковой - Андриян Николаев. Отказать я, конечно, не мог. «Можно посмотреть?» - «Пожалуйста!» Но сам продолжал держать перископ одной рукой до тех пор, пока ему не надоело любоваться пустыней.
После пуска «белым людям» - начальникам - подавали персональные машины, а простых специалистов в гостиницу увозил автобус. Выйдя из бункера, я увидел, что в машине, куда садятся Гагарин и Николаев, осталось место. «Юрий Алексеевич, подбросишь к гостинице?» - «Садись, поехали!» - радушно пригласил тот. Я попросил автограф, но с собой была только красная повязка участника пуска. Гагарин расписался и обратился к Николаеву: «Андриян, распишись и ты!». А недавно в наше КБХА приезжал космонавт Сергей Крикалёв - теперь на этой повязке есть и его подпись.
Гагарин был таким, как о нём рассказывают. Свой парень. Не чурался никого. Мог зайти в гостиничный номер и запросто пообщаться с рядовыми специалистами.
- А какими вы запомнили Сергея Королёва и других великих конструкторов?
- Однажды вместе с кавалькадой сопровождающих на один из пусков приехал генеральный конструктор Владимир Челомей, любимец Хрущёва. Никто не обратил внимания - все занимались своим делом, готовили ракету к пуску. К Королёву гость подходить не стал, тот тоже не вышел. У Сергея Павловича был кабинет в монтажно-испытательном корпусе - длинная «кишка» со столом и несколькими стульями. Когда утром мы пришли на работу, то увидели на двери надпись - «Челомей В. Н.». Через несколько дней новая табличка исчезла так же внезапно, как и появилась. Всё же у Королёва был непререкаемый авторитет. Ракетчики говорили: «Янгель работает на нас, Королёв - на ТАСС». В «оборонке» лидировал Михаил Янгель, по космосу всё делал Королёв, а Челомей к тому времени ещё ничего существенного не создал. Это потом появятся его ракеты УР-100, УР-200, УР-500.
Королёв был сложным человеком, но по-другому, наверное, и быть не могло. Как-то раз, разгневавшись на подчинённых, он попытался разорвать их пропуска, но те оказались прочными. Отчаявшись, бросил пропуска под ноги и растоптал. «Считайте, что вы уволены!» - заявил Королёв. С этими ребятами мы пошли в гостиницу «заливать» беду. Вдруг приходит гонец от Сергея Павловича - сотрудников вызывают. «Так мы же уволены», - удивились они. - «Уже восстановлены».
«Рыба выпрыгивает!»
- Для Воронежа космос неразрывно связан с именем главного конструктора КБХА Семёна Косберга. Каким он был для подчинённых? Каким - для начальства?
- Семён Косберг был интересным человеком. Очень деятельным. Однажды, когда мы жили на Байконуре, организовал поездку на рыбалку на Сырдарью. Мне и одному из военпредов как самым молодым поручили растягивать невод. Основным козлом отпущения был замглавного конструктора Александр Голубев, который вместе с Семёном Ариевичем оставался на берегу. «Что ты делаешь? Рыба выпрыгивает!» - в азарте кричал шеф. «Братцы, - жаловался потом Голубев. - Я готов уже с вами плыть, совсем меня Ариевич замучил». Таким же Косберг был и в работе. Умел организовать любое дело, всюду вмешивался, исправлял.
А вот с начальством отношения не всегда шли гладко. Как-то раз на космодром приехал Хрущёв, и министр представил ему Косберга так: «Это главный конструктор двигателя, который отказал во время запуска ракеты». И ни слова о заслугах.
- Тогда мы были на передовых позициях. Теперь отстали. «Роскосмос» планирует пилотируемый полёт на Луну только после 2030 г.
- Тема «Энергия-Буран» закончилась на подъёме. Осуществили то, что пока никто не повторил - автоматическую посадку космического корабля после полёта. Многие компоненты остались непревзойдёнными. Но у нас не хватило «пороха», чтобы соревноваться. На космодроме до сих пор стоит макет «Бурана». Это тяжёлое зрелище. Сколько средств, сколько труда! Сейчас мы в очередной раз срываем сроки по строительству космодрома «Восточный». Так что ничего удивительного. Раньше 2030 г. точно не успеем.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть