По форме и расцветке она больше похожа на расписные пасхальные яйца. А ещё она яркая, румяная, и, глядя на неё, нельзя не улыбнуться - именно так выглядит воронежская матрёшка.
О создании, пожалуй, одного из главных символов страны и об отличиях нашей матрёшки нам рассказала народный мастер Елена Матвеева.
Худые ноги надо прятать!
- Много лет назад я расписывала деревянные сувениры, и однажды мне принесли несколько заготовок, одна из которых оказалась с небольшим дефектом и для сувенира уже не годилась, - рассказывает художница. - Я работала, но сама то и дело бросала взгляды на эту заготовку - чем-то она меня привлекла. А потому вдруг взяла да и разрисовала её.
Симпатичная пухлая игрушка яйцеобразной формы понравилась Пётру Пономарёву - известному знатоку народных промыслов, у которого и училась Елена Матвеева. Он предложил ученице продолжить работу именно над этой игрушкой. Так и родилась воронежская матрёшка, которой сейчас уже больше 40 лет.
- Воронежская матрёшка - она такая, как и воронежские девушки, - считает автор, - крепкая, дородная, с мощными ногами и руками. Раньше ведь тощие девушки не котировались. Обладательницу тонких ног могли попросту не взять замуж. Поэтому девицы, чтобы не светить худыми щиколотками, надевали по двое-трое носков, а если и в бёдрах были худоваты, то по нескольку юбок. Женщина, по соображениям предков, должна была быть такой, чтобы и с любой работой могла справиться, и детей нарожать.
Созданных Еленой Матвеевой матрёшек уже не счесть. Многие из них «разъехались» по всему свету и находятся в музеях и частных коллекциях. Один из «матвеевских» сувениров хранится в коллекции телеведущего из программы «Модный приговор» Александра Васильева. Причём работа эта была для мастерицы особенной, потому что на этой матрёшке она изо-бразила лицо самого историка моды.
Модная губерния
Отличает воронежскую матрёшку не только её форма, но и то, что она одета в традиционный костюм нашей области. А костюмов в Воронежской губернии когда-то было великое множество: чуть не у каждого села - что-то своё.
- Иной раз в соседних сёлах могли одеваться совершенно по-разному, - рассказывает мастер. -
Дело в том, что воронежцы - это переселенцы из разных мест, а потому и наряды их могли рази-
тельно отличаться. К примеру, в селе Першино Нижнедевицкого района была своя традиция создания костюма - женщины носили чёрные юбки, рубахи с отложным воротником и даже вставляли перья в головные уборы. Найти аналогичный костюм в других воронежских сёлах нельзя.
Говорить о том, как одевались наши предки, Елена Геннадьевна может часами. Главное, что подчёркивает автор: костюм обязательно имел смысл - по наряду можно было определить, какого возраста его обладатель, каков его статус, есть ли у него дети, сколько их и многое другое.
Взглядом профессионального следователя она смотрит на одну из своих кукол: «Это замужняя женщина, так как она носит понёву. По нашим меркам - ещё молода. У неё не больше трёх детей, потому что понёва не выложена белым, и ни один из её сыновей или дочек пока не обзавёлся собственной семьёй, иначе бы она носила не сороку (старинный воронежский головной убор - Ред.), а платок »...
Связь времён
Само создание матрёшки - процесс непростой. Всё начинается с выточки деревянной заготовки, которая делается либо вручную, либо на токарном станке. Причём, как подчёркивает Елена Матвеева, быть хорошим токарем - это дар, потому что ни одна машина не может почувствовать дерево лучше, чем человеческие руки. Поэтому заготовки для художницы всегда делал её муж.
Роспись матрёшки - работа вообще ювелирная. Иногда руки просто не выдерживают напряжения. Поэтому сейчас «мама» воронежской матрёшки занимается передачей опыта новому поколению, а также изучением старинной воронежской куклы. По словам Матвеевой, о воронежской кукле осталось очень мало сведений. Правда, известно, например, что традиционной для нашей области была зольная кукла, которая к тому же считалась обрядовой: её подносили невесте в день замужества в качестве дара.
- Дело в том, что у каждого дома в нашей области был зольник - горка золы из сожжённого мусора, - говорит мастерица. - Часть его свозили на огород, а другая часть попросту копилась. Считалось, что чем выше зольник, тем крепче и знатней род. В этом наши предки видели некоторую связь поколений. Потому кукол делали именно из этой золы, чтобы дать невесте, уходящей в новую семью, толику связи с роднёй. Да и вообще все дела наших предков имели определённый смысл, и ничего, в отличие от нас, они просто так не делали.