Накануне в рамках Платоновского фестиваля искусств состоялась творческая встреча с художественным руководителем театра имени Вахтангова Римасом Туминасом - одним из самых ярких современных режиссеров.
Нет конфликту
«Я довольно академический режиссер. В искусстве тоже существует система из века в век. Ее можно нарушать, но в итоге все равно возвращаешься к системе», - говорит о себе Римас Туминас.
Говоря о работе над спектаклями, он подчеркивает, что не ищет в пьесе конфликт и никому не советует этого делать.
«Мы все носители конфликта в себе», – говорит режиссер и призывает не пускать в репетиционный зал конфликт и характер. - Нужно искать человека, а не характер».
В своих постановках Римас Туминас обращается к классическим произведениям. Режиссер признается, что для него современной драматургии как будто нет. В рамках Платоновского фестиваля искусств жители и гости столицы Черноземья могли увидеть его спектакль «Царь Эдип».
«Надо выгонять себя из спектакля, из роли»
Говоря о театре, Римас Туминас затронул ряд тенденций, которые сегодня негативно отражаются на искусстве.
Одной из проблем театра он назвал чрезмерное стремление молодых режиссеров к самовыражению, описав такую цепочку событий: молодой режиссер прочитал пьесу, закрыл ее и начал думать, как ему через нее выразить себя.
«На это можно возразить: «А кто тебя просил? Причем тут театр, зритель?», – говорит режиссер. - Стремление к самовыражению за счет пьесы может быть свойственно и актерам. Надо выгонять себя из спектакля, из роли».
Актера Римас Туминас сравнил с коровой, которая должна давать молоко. Художественный руководитель театра имени Вахтангова отметил, что молодые артисты часто отказываются от небольших ролей, считая, что они достойны только главных, однако такой подход в корне неправилен. Кстати, Римас Туминас раскритиковал московские вузы, которые набирают по два-три курса по 30 человек.
«Плодят безработицу, и никакой ответственности», – отметил режиссер.
Засилье безвкусицы
Касаясь миссии театра, характера его существования, Римас Туминас привел строки «Весь мир театр, и мы все актеры в нем…». По его словам, они ошибочно присыпаются Шекспиру. На самом же деле они принадлежат французскому поэту Ронсару. Полностью четверостишие звучит так:
«Весь мир театр,
И мы все актеры в нем
Всевышняя судьба распределяет роли,
И небеса следят за нашею игрой».
«Нужно играть небесам, не зрителю, не партнеру, должно быть автономное актерское существование», – говорит Римас Туминас
Еще одна тенденция, которая свойственна не только современному театру, но и обществу в целом – это потеря вкуса, нежелание ума, души и сердца трудиться. «Безвкусица так лезет. Хамство, невежество и грубость очень примыкают к сегодняшней жизни, сегодняшнему искусству».
В качестве метода борьбы с этим Римас Туминас полушутя предлагает закрывать раз в 10 лет театры, чтобы чистить репертуар. И сам же говорит, что никто не пойдет на это в современных условиях.