9 января состоялся первый концерт, который получил название «Интерпретируя город». Находясь в книжном клубе, слушатели смогли перенестись на вокзал, стройку, набережную, площадь Ленина, к Дому офицеров.
Записи шумов из разных точек Воронежа были обработаны группой «радиоАвгуст». На данный момент существует девять треков, которые не просто отражают конкретное место, но как будто призывают взглянуть на него по-другому, до конца его прочувствовать. В суете мы часто не замечаем того богатства звуков, которое окружает нас на улице. А между тем, как все-таки звучит Воронеж?
Корреспондент АиФ пообщался с музыкантом группы «радиоАвгуст» Максимом Жриводкиным и организатором концерта Глебом Кузнецовым.
Юлия Горшкова, АиФ: Как появились «Звуки города»?
Глеб Кузнецов: Проект начинался как сайт с картой Воронежа, на которой должны были располагаться маркеры со звуками конкретных мест. Кликаешь на карту, загружается фотография и звуки. Разработкой сайта занимается агентство «Мануфактура», а мы думаем про дальнейшее развитие проекта. Так пришла в голову идея сделать из записанного материала концерт. Максим создал пару пробных треков и понеслось. Ксения Полуэктова взяла на себя оформление фотографий. Она расшила их нитками, и в итоге получились такие геометрические фигуры поверх снимков.
- Будут ли еще концерты?
Глеб Кузнецов: Концерты точно будут. Не все слушатели остались до конца, многие вообще не поняли, что это было. Мы и не рассчитывали, что всем будет весело и комфортно, уж больно специфично звучит. Концерт показал, что именно нужно исправить и поменять.
- Как записанные в пространстве города звуки превратились в полноценные треки?
Максим Жриводкин: Неким ориентиром в плане звука для меня был альбом Афекса Твина Selected Ambient Works, вернее, не он сам, а впечатление от прочтения «Охоты на овец» Мураками под этот альбом в процессе брожения по городу. Сам по себе не самый тривиальный текст, он в оправе из вязкого эмбиента становился мистичным, а некоторые особенно фантастические эпизоды казались медленно, покадрово прокрученными. Текст при этом несколько менял настроение, даже самые простые сцены обретали порой иной смысл.
Примерно такого же эффекта я пытался добиться при написании музыки к «Звукам города». Эти звуки, field recordings, словно вырванные из контекста и поданные на серебряном блюде, уже представляют собой некую ценность, в том смысле, что являются звуковым слепком того места, где были записаны, и каждый байт того, что обычно считается звуковым мусором, фоновым шумом, хранит на самом деле часть описания этого места.
- Какие задачи Вы ставили перед собой, работая над проектом?
Максим Жриводкин: Моей целью было создание параллельной Вселенной, некой альтернативной реальности, которая бы происходила в этом же месте, с этими же людьми, но была бы наполнена совершенно иным смыслом, диктуемым музыкой. Это такая своеобразная «интуитивная озвучка звука» — я использую этот термин по аналогии с «сеансом интуитивной озвучки», который мы делали с Дмитрием Зорниковым на фестивале «Открыто!» в Академии искусств. Но если тогда источником «движения» было немое видео с каким-то определенным сюжетом, то сейчас это были сами полевые записи, и их надо было наполнить сюжетом.
- С какими звуками у Вас ассоциируется Воронеж?
Максим Жриводкин: Если выбирать из записей проекта, то, пожалуй, с «Набережной» и фразой «Мы многого еще не знаем» из «Детей». Она звучит почти незаметно и внезапно серьезно среди общего шума.