Примерное время чтения: 7 минут
463

Что читать будем? О современных книгах и неубитых талантах

«Детям не хватает добрых книг. Пока на свете есть зло, таких книг всегда будет недостаточно»
«Детям не хватает добрых книг. Пока на свете есть зло, таких книг всегда будет недостаточно» pixabay.com

Почему литература сдаёт позиции, и так ли нужны современному человеку книги, накануне Дня знаний рассуждает Евгений Новичихин, воронежский писатель и кинодраматург, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ.

Про лес и подлесок

Топ-5 лучших современных произведений, по версии Евгения Новичихина
Владимир КРУПИН. «Время горящей спички. Повесть, рассказы». Камиль ЗИГАНШИН. «Золото Алдана. Роман». Иван ЕВСЕЕНКО. «Пока печалятся колокола. Повести и рассказы». Наталья МОЛОВЦЕВА. «Тоненький серпик Луны. Повести и рассказы». Анатолий АВРУТИН. «Стихи последних лет».

Анастасия Ходыкина, АиФ: Евгений Григорьевич,  почему люди разучились читать?

Евгений Новичихин: Думаю, причин несколько. Это и низкий уровень преподавания литературы в школах, и малодоступность книг. Сейчас очень сильно упали тиражи, а книгораспространение почти на нуле. Судите сами: когда мы в начале 70-х годов прошлого века входили в литературу, наши поэтические книжки в Воронеже издавались тиражами не меньше 10 тыс. экземпляров, а прозаические – 30 и более тысяч. Тиражи книг для детей сплошь и рядом были за 100 тысяч. В наше время 100 или 200 экземпляров – очень даже нередкий тираж…

- Но, похоже, и авторитет литераторов уже не тот?

- Спорить с этим бессмысленно. Но в том вина не только писателя, но и самого общества, да и государства. Многие считают, что причина снижения интереса к книге в бурном развитии цифровых технологий. Но вряд ли это так. Да и как он может не снижаться, если мы создаём общество потребления, если на каждом шагу встречаемся с утратой значимости духовных ценностей? К сожалению, нравственные ориентиры для общества выбирает не писатель. Оно, общество, само их находит. И то, что найдено сегодня, от литературы, мягко скажем, далеко.

- Значит, современная литература утратила качество?

- Здесь можно использовать сравнение с лесом, так как оно довольно точно отражает суть вопроса. В каждом лесу есть деревья высокие, а есть кустарник, подлесок. В литературе тоже были и есть вершинные достижения, а есть этот самый подлесок. Но без него не бывает и леса. В современной русской литературе немало достойных явлений. Жаль, что люди редко ходят в этот лес, предпочитая иной досуг.

- Может, книжным новинкам не хватает остроты, что раньше даже запрещалось?

- Я бы с этим не согласился. Остроты предостаточно. И запрещать сейчас ничего не запрещают – и слава Богу. Но загляните в книжные магазины. Там современной литературы, за исключением детективов и любовных романов, практически нет. Да и самих таких магазинов осталось, знаете сколько? - Полторы тысячи на всю огромную страну! А когда-то их было 7,5 тысяч. Книжная торговля активно вошла в рынок. А в рынке места современной литературе, увы, не находится.

Обратная сторона

- Вы автор многих детских произведений. Каких книг для подрастающего поколения сейчас не хватает?

- Добрых. Пока на свете есть зло, таких книг всегда будет недостаточно. Не так давно вдова Солженицына, Наталья Дмитриевна, сказала: «Если не переломить сегодняшнюю ситуацию, то школа в её гуманитарном блоке превратится в массовое воспроизводство невежества». Жёстко, но справедливо. Добро и зло становятся для детей отвлечёнными понятиями. Пренебрежение правилами родного языка входит в норму. Другого слова, кроме «невежество», тут, пожалуй, не подберешь.

- Но талантливые писатели всё же есть?  

- Безусловно. Уже несколько лет в Воронежской области существует Исаевская литературная премия для молодых литераторов. Её лауреатами в разное время становились Алексей Ряскин, Александра Никулина, Александр Зайцев, Сергей Луценко, Мария Соколовская. Все они люди очень талантливые. Достаточно сказать, что, несмотря на свою молодость, Ряскин и Луценко уже стали членами Союза писателей России, а Соколовская – Союза российских писателей. Случайных для литературы людей в такие Союзы принимают крайне редко.

В прошлом году был проведён конкурс «Обетованному отеческому краю», посвящённый 145-летию со дня рождения Ивана Бунина. Среди его лауреатов – уже названная Мария Соколовская. Впервые была учреждена премия «Кольцовский край», которая, как мы надеемся, станет теперь ежегодной, а со временем и расширит свои рамки, превратившись в межрегиональную, а может быть и всероссийскую.

- Захар Прилепин - из Рязанской области, Алексей Иванов - из Нижнего Новгорода. Сейчас их произведения известны на весь мир, чего не скажешь, к сожалению, о современных воронежских писателях...

- Ну, не попался на пути талантливого воронежского писателя талантливый кинорежиссёр, как у Иванова, или издатель, как у Прилепина, понимающий значение рекламы. Остаётся ждать, что время всё расставит по своим местам. Больших писателей в русской провинции сегодня немало. Тот же Прилепин, побывав недавно в Воронеже, сказал: «Литература у нас настолько крутая, насколько это вообще возможно. В этом смысле мы, может быть, самая сильная в мире страна». И я с ним полностью согласен.  

Как мотивировать?

- Ваш журнал «Подъём» в 70-80-е годы был очень читаемым изданием. Имел подписчиков не только во всех уголках Союза, но и в США, Англии, Франции, Японии, ФРГ, Греции, Алжире…

- «Подъём» - это учреждение культуры Воронежской области, т.е. финансируется государством. Недостаточно. Вот, к примеру, с января этого года журнал перестал платить гонорар своим авторам. Справедливо ли это? Журналы выходят, зарплату получают их редакторы, корректоры, уборщицы, работники типографий. А авторы, произведения которых и составляют то, что называется журналом, - нет. И, мало того, сейчас обсуждается вопрос об исключении писателей из действующей системы обязательного пенсионного страхования. Стало быть, как продолжение, – из системы пенсионного обеспечения. И как же после этого заниматься творчеством?

- Многие близкие к литературе люди считают, что единственный выход из ситуации – воспитывать любовь к чтению у подрастающего поколения. А вы как считаете?

- Никакого другого пути и нет. Надо прививать любовь к чтению с малых лет, чтобы детские книги были доступны любой семье, и подрастающее поколение стремилось выбирать из всего разнообразия достойную литературу. К сожалению, целые поколения для литературы потеряны безвозвратно. Те, кто сегодня читает Донцову, серьёзные книги уже читать не станут. Нужно что-то делать. Мы упускаем время.

Досье
Евгений НОВИЧИХИН родился в 1938 году в с. Верхнее Турово Воронежской области. Был редактором отдела поэзии, ответственным секретарем, главным редактором журнала «Подъём». Долгие годы возглавлял отделение Союза писателей России. Автор почти полусотни книг в жанре сатирической и детской поэзии, историко-краеведческой прозы, публицистики и киносценариев.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах