30 минут и 1 год работы. Теперь Воронеж может похвастаться бездиалоговой короткометражкой «Рубеж», посвященной городу и истории, которая могла бы в нем произойти. Автор проекта Семен Трохов, выступивший в роли сценариста, режиссера, оператора и художника-постановщика, и звукорежиссер Константин Галушкин рассказали о том, как создаются фильмы в реалиях провинции.
История, которая могла бы произойти
Юлия Горшкова, АиФ: Семен, как давно ты снимаешь кино?
Семен Трохов: С одной стороны, кино занимаюсь достаточно давно, с другой стороны нет, потому что заниматься приходится урывками, в свободное время от основной работы. В целом, кино получается уделять не так много времени, как хотелось бы. Первую работу снял вместе с друзьями лет пять назад. Это была видеопоэзия. Потом каждый снял по короткометражке, затем последовал перерыв в полтора года, когда я изучал сценарное дело, проходил онлайн-курсы, читал книги. После получилось снять еще несколько работ, затем снова был перерыв еще на год. В следующих проектах хотелось получить большее качество и по картинке, и по звуку. Я учился делать цветокоррекцию материала, писать сценарии, снимал репортажные ролики, снял видео на стихи воронежского поэта Родиона Прилепина. Свои работы отправлял на воронежский фестиваль «Новый горизонт» и еще несколько тематических фестивалей. На «Новом горизонте» они занимали призовые места среди местных проектов.
– Как родилась идея фильма «Рубеж»?
Семен Трохов: После прошлогоднего «Нового горизонта», мне стало интересно попробовать снять большую работу, так как хотелось выйти за рамки 1-2 локаций и поработать на разных площадках. У Воронежа как города с богатой историей есть такая особенность: мы живем в пространстве, которое тесно связано с прошлым. Мы ходим по тем же самым улицам, по которым 50, 70 и 100 лет назад ходили другие люди, и некоторые места в городе остались точно в таком же виде, как и раньше. Мне нравится центр города, я часто прогуливаюсь по нему. Появилась идея, что здесь десятилетия назад могло происходить какое-то событие, и было бы здорово, например, зайти в арку и оказаться в том времени, а потом вернуться назад. Было бы интересно побыть таким наблюдателем. С этой идеи и начал развиваться сюжет фильма «Рубеж». Я долго ходил по городу, нашел арку, которая выглядит практически также, как, наверное, 100 лет назад, пообщался с жителями дома. Оказалось, что во время войны в этом здании базировались немцы: на первом этаже была конюшня, на втором они жили.
– Как выстраивался сюжет?
Семен Трохов: Я начал искать события, которые связаны с войной. Нашел интересную историю про космонавта Феоктистова. Во время войны, еще ребенком он был разведчиком. С другими мальчишками они переплывали с одного берега на другой, собирали и передавали данные. Однажды они попали в такую ситуацию, когда немцы поймали разведчиков и расстреляли Феоктистова, и второй мальчик видел это, и сообщил нашим солдатам, но оказалось что его ранили, и он ночью, раненый, переплыл на другой берег и потом уже спустя много лет у нас появился воронежский космонавт. Была идея снять, что персонаж видит все, что происходит с Феоктистовым, как-то помогает ему. Но это стало бы вторжением в реальность, и я решил взять выдуманную историю, но, чтобы в ней были аспекты, которые могли бы быть в реальности. Дальше сюжет строился исходя из правил драматургии. Нужен был какой-то талисман, который бы переносил героя, и персонаж должен был как-то интересоваться военной тематикой. Соответственно он должен быть либо реконструктором, либо писателем, либо актером. Остановился на актере, потому что это действующий, активный персонаж. Затем я начал ходить по музеям Воронежа. В музее «Арсенал» я увидел вещи, которые были найдены во время раскопок, и возникла идея, что одна из них может послужить артефактом, который в фильме будет осуществлять перенос во времени. В итоге этим предметом стал смертный медальон, такой эбонитовый футляр, в котором находились записки с данными солдата, и этот медальон был найден в Воронеже.
– Как была выбрана локация, в которую должен был переместиться герой?
Семен Трохов: Для съемок нужна была такая локация, которая могла выглядеть так же, как и 70-80 лет назад. Я выбрал парк «Динамо», место, где в течение нескольких недель шли военные действия. Я ходил по парку, представлял своего героя, идущего по тропинке, и понимал, что это то, что нужно. Вообще, структура фильма складывалась и переписывалась исходя из моего видения атмосферы фильма и реальных мест, в которых можно было снимать.
Рождение некоммерческого проекта
– В чем особенности работы над бездиалоговым фильмом? Как подбирались актеры?
Семен Трохов: В бездиалоговом фильме нужно рассказать историю кадрами, картинками. «Рубеж» получился не совсем бездиалоговым. Мы вставили закадровое радио, отголоски фраз, но на сюжет это практически никак не влияет, и сам герой не разговаривает. Из прошлого опыта я понимал, что самое сложное – это собрать всех актеров вместе. В Воронеже съемки в короткометражках – это все-таки хобби. Сценарий изначально прописывался так, чтобы был главный персонаж, а все остальные актеры были легко заменяемы. Получается, единственный человек, которого я подбирал целенаправленно, – это главный герой. Еще мне обязательно нужны были реконструкторы. И мне навстречу пошли ребята из ВИК «Отечество», и фильм сложился в первую очередь благодаря реконструкторам. Найти актеров на эти второстепенные роли немецких солдат было даже более принципиально и трудоемко, чем главного персонажа, потому что я постоянно слежу за деятельностью студентов и выпускников Института искусств и уже примерно представлял ребят, которым может быть предложена главная роль. Так как фильм бездиалоговый, мне было важно, насколько органично актер будет существовать в пространстве, как он будет двигаться. В итоге предпочтение было отдано Михаилу Тимошевскому, который как раз окончил Институт искусств и должен был уйти в армию, имея перед этим в запасе полтора месяца свободного времени.
– Как проходили съемки?
Семен Трохов: Съемки длились порядка четырех-пяти недель. Попасть во многие локации нам помог департамент культуры Воронежской области. Мы получили разрешение на съемки в музее, театре, парке «Динамо». Из-за технических накладок, сроки съемок вынужденно сместились, оператор и художник-постановщик в итоге не смогли уделить время проекту, и мне пришлось снять весь фильм еще в качестве оператора, хотя заранее это не планировалось. Также я частично выполнял функцию художника-постановщика в подготовительный период. Мы снимали сцену за сценой и, несмотря на огромную подготовительную работу, было непонятно, удастся ли закончить фильм. Не были отсняты некоторые сложные кадры и целые сцены, актера могли забрать в армию, ребята, которые нам помогали, устраивались на работу, уезжали в отпуска, а мы все продолжали снимать Съемки были интересные и сложные: каждый день разные локации, разные условия для работы. Хотелось снять как можно более профессионально, для этого использовали рельсовые наезды. Рельсы у нас были самодельные, их было очень сложно выставлять в лесу, особенно ночью. Собственно, это две трубки из строительного магазина и на них конструкция на роликовых колесиках. Когда мы начали снимать с рельсами, у нас даже не хватало брусков, с помощью которых можно установить их на неровной поверхности, и мы подкладывали просто ветки, которые находили тут же, в лесу. Старались, чтобы каждый план был красивым, долго подбирали ракурсы, долго приходилось подстраиваться под естественный свет. Ключевую сцену мы снимали 5-6 раз в разных местах, половину кадров пришлось переснимать из-за непостоянного естественного света.
– Как осуществлялось финансирование фильма?
Семен Трохов: Финансирования как такового не было. Если нужно было что-то взять в аренду, я делал это за свой счет. В какой-то момент я даже бросил считать, сколько ушло на фильм. Очень сложно, когда ты от чего-то отказываешься и вкладываешь деньги в фильм, в свое обучение. Это и сложно, и интересно. Как оператору мне было интересно снять красивый сложный кадр, как режиссеру внятно и понятно рассказать историю, а как продюсеру мне очень хотелось сэкономить на всем. И это была одна из главных сложностей.
– Кто помогал в реализации проекта?
Семен Трохов: Наверное, нет ни одного человека, который прошел бы со мной все этапы создания фильма от начала до конца, и, тем не менее, без помощи каждого участника съемок, даже если она была разовой и случайной, фильма просто не было бы. Так получалось, что в нужный момент, когда без посторонней помощи было ну никак не обойтись, находился человек, который выручал, и снимал с меня часть нагрузки. Это мои братья Соловьев Виталий и Трохов Александр, Андросова Анастасия, Иван Александров, Иван Бедненко, Дмитрий Мора, Татьяна Смирных, Алексей Елецких и много других участников съемочного процесса. Нам помогали с локациями, реквизитом, административными вопросами. Должно было случиться огромное количество совпадений во времени и пространстве, чтобы фильм в итоге получился. Могу выделить трех ребят, помощь которых была огромна. Это Антон Летников, который помогал на всем подготовительном этапе, а также во время съемочного процесса, и где-то полфильма мы отсняли вместе. Второй человек – исполнитель главной роли Михаил Тимошевский, которому пришлось еще освоить работу ассистента оператора. Так как проект некоммерческий, пару раз бывало так, что мы приходили на площадку вдвоем с актером, и никто приехать больше не мог. Тогда мы брали оборудование, а его у нас было немало, и шли снимать вдвоем. В итоге я записал его в титрах еще и как ассистента оператора. Третий человек – это звукорежиссер Константин Галушкин, с которым мы полностью с нуля методом проб и ошибок озвучили весь фильм.
–Как записывался звук?
Константин Галушкин: До работы с Семеном я не занимался звуком для кино, но у меня был опыт в записи музыки. Снятый фильм мы решили полностью переозвучить. Мы записывали шум леса, шаги, потом поняли, что некоторые материалы не подходят, и начали все записывать дома. Это заняло много времени, потому что я и Семен работаем, и приходилось находить «окна», когда мы оба свободны. Для записи звука использовали два монитора, микрофон. Семен смотрит видео, например, по-настоящему открывает тумбочку, сразу записываем этот звук и прослушиваем. Не все звуки, которые есть в фильме, относятся к показываемым предметам, например, в видео одна коробочка, а для получения звука использовалась другая. Работа над фильмом меня очень заинтересовала, хочу развиваться дальше, сейчас у меня есть небольшие проекты.
Семен Трохов: Практически каждый шорох одежды и каждый шаг писался в обычной комнате дома у Константина. На время я стал актером шумового озвучания, а он писал, обрабатывал звуки и контролировал весь процесс. Изначально мы не думали, что это займет столько времени. В итоге на 90 процентов звук в фильме – это то, что мы записали сами. На минуту фильма уходило порядка 3-4 часов озвучивания и сведения.
Кино, Воронеж и воронежцы
– Как будет складываться судьба фильма в дальнейшем?
Семен Трохов: Спустя год после начала работы над проектом, когда фильм собран, я бы, конечно, изменил некоторые сцены: снял бы их проще, но с точки зрения истории фильм бы стал более цельным и зрителем бы воспринимался гораздо лучше. Сейчас хотим устроить несколько показов больше для того, чтобы поделиться полученным опытом в плане сценарной, операторской работы, звукозаписи и, конечно же, режиссуры, рассказать о том, как выстраивалась история и каждая конкретная сцена в фильме. После показов мы, наверное, выделим те моменты, которые еще нужно поправить, проведем работу над ошибками и отправим фильм на фестивали. Ориентировочно через полгода «Рубеж» появится в открытом доступе в сети.
– Что планируешь снимать в будущем?
Семен Трохов: Есть четыре начерно написанных сценария короткометражек. Я их отредактирую, и буду пробовать запустить какую-нибудь из них. Меня интересуют истории с элементами мистики, и это добавляет ряд сложностей. Все проекты одинаково интересны, на самом деле даже чем-то похожи. Три из них идут как новеллы, действие которых разворачивается в одном и том же городе в одно и то же время. Если бы получилось все три создать, было бы здорово. Если говорить о форме, то на данном этапе мне интересно уже выстроить диалоги, рассказать историю за счет диалогового взаимодействия героев.
– Каковы реалии съемок кино в Воронеже?
Семен Трохов: В Воронеже кино снимать можно, но это очень сложно. Нужно потратить много сил и времени и быть готовым к тому, что получится не то, что ты изначально запланировал. Если найти какое-либо финансирование, то можно было бы собрать людей, которым интересны съемки, но заниматься этим нужно полноценно, уделить проекту максимум внимания. Не знаю, реально ли снять кино в Воронеже на профессиональном уровне. Можно получить результат, который будет очень близок к настоящему кино, но нужно понимать, что на это уйдет очень много времени. Мы планировали закончить фильм за три месяца, а в итоге ушло 12 месяцев. Но мне интересно снимать в Воронеже. Я долго здесь живу, и уже могу придумать какие-то истории под конкретные локации, истории, связанные с городом. Но в целом, я думаю, что снять в Воронеже качественный полный метр, который потом мог бы получить прокатное удостоверение и показываться в кинотеатрах, возможно только в том случае, если уехать куда-то, например, в Москву, там заявить о себе и потом выбрать Воронеж как место действия картины.