В этом году исполнилось 320 лет с тех пор, как царь Пётр I начал строительство в Воронеже военно–морского флота для похода на Азов – «ключ» к Азовскому морю и Северному Причерноморью.
Почему для столь ответственного дела великий реформатор выбрал именно Воронеж и какие сохранились тому доказательства, рассказал историк и политолог Владимир Размустов.
Через Воронеж выгодно
С Владимиром Размустовым мы встретились в районе Университетской площади, на пересечении улиц Володарского и Таранченко. Примерно здесь в далёком XVII веке располагались Московские ворота – въезд в крепость Воронеж. В те времена Московская дорога (ныне улица Карла Маркса) тянулась вниз к Успенскому монастырю, где была переправа через реку Воронеж. Именно по этим местам, согласно историческим данным, ходил Пётр I, впервые приехав сюда в феврале 1696 года, чтобы возглавить строительство военно–морского флота.
«После первого неудачного похода на Азов царь даёт распоряжение строить свой флот. Почему для этого он выбрал Воронеж? Это было естественным решением. Дело в том, что Азов, турецкая крепость, запирала русским выход в Чёрное море и к другим южным морям. Но к ней беспрепятственно можно было добраться по реке Воронеж, которая впадает в Дон. К тому же в это время здесь существовал первый крупный речной порт», – рассуждает историк.
За три дня о приезде императора был предупреждён воронежский воевода, князь Савва Горчаков. Он принял решение поселить царя в доме подьячего Ивана Моторина, который располагался внизу Большой Стрелецкой улицы, ближе к реке. К приезду царя стены двух горниц в доме наспех обили полотном, во дворе построили мыльню (баню) с печью и двумя окошками и «поварню». Всё просто и довольно скромно.
На своей верфи
Здесь, на луговой стороне Воронежа, Петра I ждали струги (русское плоскодонное парусно-гребное судно, XI — XVIII веков, служившее для транспортировки людей и грузов), которые были изготовлены в подмосковном селе Преображенское и доставлены на санях. На берегу реки Воронеж, где развернулась судостроительная верфь, их собирали по образцу разобранной мастерами голландской галеры.
Вся территория современной Адмиралтейской площади тогда была заполнена народом – работало более трех тысяч человек: простые местные работники, корабельные мастера, которых пригласили из Архангельска, несколько иностранных корабельщиков из Москвы. Пётр I лично трудился на постройке кораблей, занимался их оснащением и комплектованием экипажей.
Уже через два месяца появились первые корабли – парусные галеры с несколькими пушками и экипажем до 250 человек: «Принципиум», «Святой Матвей» и «Святой Марк». А в конце апреля на воронежской верфи был спущен на воду 36–пушечный корабль «Апостол Пётр». Всего во втором азовском походе участвовали два больших парусно–гребных военных корабля – галеаса, 23 галеры, четыре бандера, более 500 струг, около 40 мореходных лодок и 130 плотов.
Движение к Азову остальных российских кораблей началось в мае. В Успенском храме святитель Митрофан провёл торжественное богослужение, проводил Петра до корабля и благословил возвращаться с победой. Звон колоколов раздавался до тех пор, пока корабли не покинули район Чижовской слободы.
Второй Азовский поход оказался удачным: 19 июля Азовская крепость сдалась. Впервые Россия прорубила «окно» на юг. Однако получить выход к Чёрному морю через Керченский пролив Петру не удалось. Сил для войны с Турцией у России пока не хватало – нужен был полноценный морской флот.
Пётр I отправился учиться корабельному делу в Голландии, Англии, Австрии, а в Воронеж стали приглашать немецких мастеров – впоследствии здесь вырастет целая немецкая слобода.
«Река Воронеж в это время делилась на несколько рукавов, – говорит Владимир Размустов. – На так называемом Петровском острове, который с правым берегом соединял деревянный мост, возводят адмиралтейство, каменное трёхэтажное здание для хранения военного имущества – цейхгауз, парусный двор и цитадель, окружённую земляным валом. Деревянная Успенская церковь станет адмиралтейской и каменной. Здесь же, на острове, построят деревянный дворец царя. Поблизости возникнут дворцы его сподвижников – Меньшикова и Апраксина».
В 1700 году вся семья императора, многочисленные почётные гости, западные послы собрались на торжественный спуск на воду «Гото Предестинации» («Божьего предвидения») – 58–пушечного парусного линейного корабля. Как отмечали в своих отчётах иностранные дипломаты, все присутствующие были в восторге от красоты этого судна. Кроме того, «Гото Предестинация» стал первым российским линейным кораблём и первым кораблём IV ранга по британской ранговой классификации 1706 года, созданным в России без участия иностранных специалистов. Действительно, строил «Предестинацию» по чертежам Петра I русский мастер Федосей Скляев.
Обветшали и погибли
Всего в Воронеже Пётр I построил 118 кораблей. А пробыл здесь император, по подсчётам известного советского историка профессора Загоровского, 500 дней – с 1696 по 1722 годы.
«В 1711 году после неудачного Прутского похода против Турции Петру I пришлось подписывать унизительный мирный договор. Согласно ему, Россия должна была не только вернуть Азов, но и ликвидировать кораблестроение в Воронеже. Несколько кораблей купили турки, в их числе и «Гото Предестинацию», остальные было сожжены, – рассказывает Размустов. – Петровские постройки быстро стали ветшать и погибли в небывалом по силе пожаре в мае 1748 года».
Оставался только каменный цейхауз. В начале XIX века власти даже продавали его на слом. Но здание оказалось столь прочным, что покупатель отказался от затеи. Затем оно было передано яхт–клубу, а разрушено лишь в Великую Отечественную войну. В 1972 при создании Воронежского водохранилища Петровский остров затопило, а ныне существующий, напротив Адмиралтейской площади, был намыт искусственно в память о Петре I, он существует до сих пор.
«К сожалению, единственная свидетельница петровских деяний – Успенская адмиралтейская церковь. Другие фактические доказательства пребывания в Воронеже царя, увы, не сохранились, – говорит Размустов. – Но до сих пор воронежцы гордятся деяниями Петра I, считая этого царя неофициальным символом города».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть