Воронежский областной фонд капремонта с самого начала своей работы «прославился» многими злоупотреблениями. А в самом конце прошлого года разразился очередной скандал – антимонопольная служба выявила сговор с подрядчиками, которые больше двух лет без всяких конкурсов получали всё новые заказы на проектно-сметную документацию.
Не платите? Заставим!
С момента создания фонда в 2014 году многие жители отнеслись к его работе скептически. Деньги растворялись в общем котле, а перспективы будущего ремонта казались весьма туманными.
Можно утверждать, что опасения отчасти подтвердились. В недолгой истории организации было многое: два уголовных дела в отношении её замдиректоров, две отставки директоров, скандал вокруг выделения 106 млн руб. на ремонт фасадов трёх домов, срывы сроков и т. д. Естественно, что активные жильцы стали открывать для своих домов спецсчета, чтобы самим распоряжаться средствами на капремонт – сегодня в области 765 таких многоэтажек, и это примерно 8,5%.
Неплательщиков фонд заставляет платить репрессивными мерами. Так, за 11 месяцев 2018 года региональный оператор через суд взыскал с должников 110,6 млн рублей. Если долг не превышает 500 тыс. руб., иски рассматриваются в упрощённом порядке – без вызова «виновника». Потом приставы списывают недоимки с банковских счетов вместе с пеней и госпошлиной. Причём взысканы могут быть не только деньги, но и имущество.
При этом воспользоваться услугами фонда становится всё сложнее. Так, если до недавнего времени дома, в которых больше половины жильцов не имели долгов по взносам, могли рассчитывать на более ранний срок капремонта, то с июля 2018 года условия изменились: добросовестно платить должны уже не менее 90% собственников.
Федот, да не тот
19 декабря областное управление антимонопольной службы сообщило о сговоре между фондом капремонта и подрядчиками – «Городской дирекцией единого заказчика ЖКХ», госпредприятием «Облкоммунсервис» и фирмой «РегионЖилСтрой». Как выяснилось, в 2016-2018 гг. фонд не проводил конкурсы на разработку проектно-сметной документации и услуги по строительному контролю. Эти работы выполняли упомянутые фирмы по заключённым прежде бессрочным договорам. При этом списки домов постоянно менялись.
«По сути, заключены новые договоры, которые вступили в противоречие с изменениями в жилищное законодательство, предусматривающими конкурсные конкурентные процедуры для отбора подрядных организаций», – отмечают в УФАС.
Фонд капремонта не согласился с антимонопольщиками и заявил, что оспорит их решение в областном арбитражном суде. Регоператор ссылается на то, что предварительные отборы подрядчиков систематически проводятся только с июля 2016 года, когда было принято соответствующее постановление правительства России.
«Однако договоры на разработку проектно-сметной документации и оказание услуг строительного контроля Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области заключил в 2015 году – до вступления в силу постановления правительства, – сообщили в организации. – Более того, заключению договоров предшествовало проведение открытого конкурса».
Объяснение довольно странное: по этой логике договор на все многоэтажки области можно заключить раз и навсегда. Ну или, по крайней мере, до 2044 года, когда закончится программа капремонта.
«Получается, это пожизненная индульгенция, – говорит замруководителя УФАС Виталий Попов. – От того договора уже ничего не осталось: тогда были одни позиции домов, сейчас – совершенно другие. Получается, что они заключили договор пожизненно. Но если они вносят изменения в реестр домов, то это уже другой договор. Так можно внести в документ тысячу изменений и говорить: «Так у нас же конкурс был!» Конкурс был при совершенно других обстоятельствах!»