На недавней пресс-конференции президент страны Владимир Путин призвал отрезать управляющие компании от денежного потока. Между тем этот поток зачастую идёт уже через другие, более хитро организованные «прослойки».
Так, многие воронежцы убеждены, что платят только УК и ресурсовикам. Но это не так: подавляющему числу горожан платёжки выставляют не они, а некий посредник — организация с трудно запоминающимся названием Единая процессинг-сервисная система (ЕПСС). Зачем она нужна и во что обходится жителям?
Самые прозрачные?
Ещё несколько лет назад плату за ЖКУ рассчитывала городская организация — муниципальный информационно-вычислительный центр. Её закрыли, и на смену пришла компания ЕПСС ЖКХ Воронежской области. Новую структуру подавали с помпой, мол, всё будет очень прозрачно, ведь в её состав вошло правительство региона. И тем не менее эта организация была уже сугубо коммерческой. Сегодня она располагается в самом центре города, по адресу ул. Фридриха Энгельса, 5а. Помещение арендовано, стоимость аренды — коммерческая тайна.
…Вскоре выяснилось, что до полной прозрачности ЕПСС далеко: нарушения нашла антимонопольная служба. Ведомство выяснило, что деньги перечислялись не на спецсчёт, как положено по закону, а на расчётный счёт ЕПСС. В итоге воронежское УФАС оштрафовало ЕПСС и 16 заключивших с ней договоры УК — на сумму свыше 100 млн рублей.
Последовала долгая судебная тяжба. Верховный суд встал на сторону антимонопольщиков, но коммунальщики написали письмо замгенпрокурора Александру Буксману, который пожаловался руководителю ФАС Игорю Артемьеву на воронежское управление. Федеральная служба сама взялась за дело и заключила мировое соглашение. ЕПСС же поменяла систему «перекачки» платежей.
«На сегодняшний день уплаченные населением средства перечисляются напрямую на счета исполнителей ЖКУ банками (Сбербанк и МИнБанк), а также платёжными сервисами, предоставленными компаниями «А3» и Paymo без захода на расчётный счёт ЕПСС ЖКХ ВО», — сообщили в компании.
Тем не менее под штрихкодом в квитанции легко можно различить «ИНН ЕПСС». Впрочем, как отмечают в расчётном центре, номер применяется исключительно «для идентификации платежа в банковских программных продуктах».
Всё те же лица
Впрочем, проблема не только в прозрачности. Крупнейшие воронежские УК подчас самовольно выставляют целевые сборы, счета за общедомовые расходы выше норматива, поднимают плату по первой строке. При этом используются подозрительные протоколы общих собраний, которые суды уже много раз признавали поддельными.
Зачастую самовольные счета выставляются в платёжках ЕПСС. В компании отвечают, что они всего лишь подрядчики и руководствуются исключительно распорядительными письмами от УК. Не исключено, что такая позиция может быть напрямую связана с интересами так называемой Воронежской коммунальной палаты. Ещё несколько лет назад она объединяла 14 крупнейших воронежских УК, контролирующих 60% рынка. В марте 2013 года было возбуждено уголовное дело о пропаже 500 млн руб. коммунальных платежей, которое, впрочем, так ничем и не закончилось. ВКП перестала существовать, но, как отмечают эксперты, лишь формально.
«ЕПСС создавалась для обслуживания УК Коммунальной палаты и преследует те же цели, — считает зампредседателя общественного совета по вопросам ЖКХ при Воронежской городской Думе, юрист Андрей Смирнов. — Сегодня у этих УК свои директора и учредители. Но, по сути, ничего не поменялось: решения принимаются теми же лицами».
Неудивительно, что ЕПСС продолжает присылать платёжки в дома, жильцы которых приняли решение уйти к посторонней управляющей организации, и выставляет счета за домофоны, несмотря на то, что установившие их фирмы вместе с УФАС продолжают отстаивать в судах своё право собирать плату.
«В феврале 2015 года ЕПСС прекратила договорные отношения с домофонными компаниями, — рассказал юрист. — Просто так — на основании распрорядительных писем УК. При этом собственники договоры с домофонными компаниями не расторгали».
За что платим?
Почему же компании всё сходит с рук? Как подтверждают в ЕПСС, председателем её совета директоров по-прежнему остаётся руководитель Госжилинспекции Диана Гончарова. В самой ЕПСС, разумеется, конфликта интересов не усматривают, отмечая, что чиновница не участвует в текущей деятельности компании, а лишь представляет интересы областного правительства как одного из учредителей.
Между тем и гендиректор ЕПСС Руслан Кочетов для управляющих компаний человек отнюдь не чужой — он входит в комиссию, которая выдаёт им лицензии. На сегодня ЕПСС обслуживает ¾ жилого фонда Воронежа и не скрывает амбиций стать единственным расчётным центром. Во сколько же обходится воронежцам такая экспансия?
Деньги за свои услуги организация получает из платы за текущий ремонт и содержание жилья, которую вносят жители многоэтажек. В компании уверяют, что стоимость её невелика — «18,14 руб. для базового платёжного документа в пять строк». Впрочем, достаточно взглянуть на квитанцию: строк в ней, как правило, не пять, а гораздо больше. Неудивительно, что участники рынка называют и 20, и 30 рублей. Так что масштабы выручки трудно представить.
Впрочем, по некоторым данным, даже сфера ЖКХ ЕПСС уже кажется узкой. Так, недавно газета «Коммерсант» сообщила, что структура проявляет интерес к запуску безналичной оплаты в общественном транспорте.
«На данный момент предложение в этой части от уполномоченных органов власти в адрес ЕПСС отсутствует, — уклончиво ответили в компании. — Однако ЕПСС, безусловно, интересны любые возможности профильной диверсификации бизнеса».
«АиФ-Черноземье» продолжит следить за масштабами деятельности этой посреднической компании.
Нужна конкуренция
Светлана Кравцова, член общественной палаты Воронежа:
«Платёжный документ ЕПСС имеет свои плюсы и минусы. Минусом является перегруженность информацией. Граждане жалуются на то, что документ неудобоварим: мелкие буквы, слишком много строк, и документ трудно читается. Есть и преимущества: обслуживающие организации не имеют возможности использовать средства ресурсовиков. Денежные средства идут им напрямую. Но уже в ближайшее время и так заработает закон о прямых расчётах за ресурсы.
ЕПСС хочет стать монополистом и стремится стать единственным расчётным центром. По моему мнению, это нарушит права других граждан, их право выбора. Между расчётными центрами должна оставаться конкурентная среда, тем самым стимулируя качество обслуживания.
Был муниципальный, стал частный
Александр Сысоев, депутат гордумы, бывший руководитель муниципального расчётного центра МИВЦ:
«Бизнесом расчётный центр быть не может. Когда он был муниципальным, то нёс социальную функцию — рассчитывать платежи правильно. Он не должен был зарабатывать. Зачем было создано акционерное общество — вопрос. Я не хочу никого осуждать, но это алогично. Тот, кто управляет домами, и должен, наверное, всё рассчитывать. Ведь если УК или ТСЖ нужен общий расчётный центр, они могут сложиться и создать его. И такие центры действуют.
Впрочем, оказалось, что важна не функция заработка денег, а средство переключения платежей. Прежде через управляющие организации шли и использовались огромные средства поставщиков. Теперь от этого отказались, но не отказались от средства регулирования перехода домов от одной УК к другой. И этот рычаг продолжает действовать, что бы ни говорили владельцы — хоть государственные, хоть иные. И эта функция стоит, наверное, больше, чем деньги, которые зарабатывает организация.
Паразитируют на хаосе
Дмитрий Нечаев, политолог:
«Деятельность большинства управляющих организаций в ЖКХ носит абсолютно алчный и эгоистический характер. Такие структуры паразитируют на хаосе в коммунальной сфере. Полагаю, что в ближайшие год-полтора аппетиты УК умерят, они станут более прозрачными и менее криминализованными.
Государство будет воздействовать и на такие структуры, как ЕПСС. Понятно, что их работа тоже не прозрачна. Единственное — они ведут себя хитрее, чем УК. Но я полагаю, что в нынешнем виде они оставаться не будут.
Кто контролирует? Никто!
Фёдор Ковалёв, специалист-коммунальщик:
«ЕПСС стремится к монополии. А где монополии приносили пользу?! Они делают, что хотят. Если нет конкуренции, никаких положительных сдвигов не будет. Естественно, что когда частник влезает в деньги жильцов, он стремится зарабатывать. Но в жилищном кодексе прописано, что домами должны управлять собственники. Я убеждён: нужны укрупнённые ТСЖ, которые сами будут печатать квитанции. Нет никакой проблемы. Ставишь программу на компьютер, и бухгалтер сделает расчёты и на две, и на пять, и на десять тысяч квартир.
ТСЖ сможет смотреть за тепловым режимом, предъявлять претензии поставщикам ресурсов. А ЕПСС это делает? Она только печатает бумажку, стоимость которой превращается из рубля в 20, а то и больше. И никто это не оспорит, ведь в общей массе начислений никто этого не видит.
Сложилась порочная система, а ЕПСС — инструмент. Кому был бы нужен такой бизнес, если бы не сверхдоходы? Ведь это гарантированные платежи, уровень рентабельности может быть 500, 600 и больше процентов. И выхода только два: или отдать ЖКХ населению, создав укрупнённые ТСЖ, — то, что прописано в законе, — или изменить закон и создать муниципальные структуры, как это было раньше. Ведь когда были райдезы, такого воровства не было, и не выводились миллиарды в оффшоры.
Владельцы раздербанили сладкие куски советской собственности, рассадили своих сынков, братьев, сватов, и никто не возражает. Идут подписывать тариф — занесли чемодан, подсунули ножкой под стол, и им всё завизируют. Кто контролирует ту же стоимость услуг ЕПСС? Никто!