"В Белгороде два года назад установили памятник честному гаишнику, который не брал взяток, а штрафовал и начальство, и даже собственную жену. В Ульяновске воздвигли монумент рублю. В Воронеже есть памятник котенку с улицы Лизюкова, в Нижнем Новгороде - памятник ложке, и даже памятник пельменю в Ижевске. А почему в Липецке нет интересных памятников, которые стали бы достопримечательностью города и притягивали к себе гостей города и туристов?".
Такой вопрос задал редакции один из наших читателей. И действительно, почему? Корреспондент "АиФ-Липецк" обратился к специалистам.
"Вначале отдают долги"
Николай Константинович РОГАТНЕВ, член союза дизайнеров России. Окончил знаменитое Строгановское училище, познавая секреты художественного мастерства на отделении художественных изделий из металла. Его преподаватель Петр Николаевич Карпов был учеником передвижников Касаткина и Архипова и научил Николая мягкой технике рисунка, заставляя делать по пятьдесят портретов и набросков в день. Сокурсники считали Рогатнева одним из лучших строгановских рисовальщиков.
- Николай Константинович, сегодня монументальное искусство возрождается на глазах. Теперь можно создавать памятники и объемные композиции с применением новых технологий и материалов. Художники все чаще обращают взор на темы, воплощение которых раньше было под запретом. Это не только образы святых, русских государей, национальных героев, но и памятники "Чижику-пыжику", сантехникам и даже простому огурцу. Как вы к этому относитесь?
- Наступили другие времена, и поэтому появились новые памятники. Наш мир безграничен в своих проявлениях и прекрасен, поэтому я не против разных птичек и зверюшек. Бытовой жанр тоже может хорошо воспитывать и прививать любовь к доброте и красоте. Ничего страшного, если подобными "произведениями" украсят наши скверы и детские площадки. Но дело в том, что мы еще не готовы к этому.
- Что вы имеете в виду?
- По моему мнению, вначале нужно отдать долги тем, кого незаслуженно обидели, репрессировали, расстреляли, кто не вернулся с полей сражений Великой отечественной войны, кого посылали воевать в Венгрию и Афганистан для защиты мифической солидарности трудящихся, кого отправили спасать мир от чернобыльской катастрофы, а потом на несколько лет о них напрочь забыли... Эти события я всегда воспринимал болезненно, и это не просто теоретические рассуждения. Кое-что пришлось испытать и на собственном опыте. Наверное, поэтому в моих произведениях особое место занимает пламя поминальной свечи. Когда мы поклонимся этим мученикам - воинам и труженикам - и создадим в их честь монументы, которые будут предупреждать будущих правителей, что нужно уважать и беречь свой народ, тогда можно будет заниматься и другими вещами. В нашем обществе, к сожалению, проявляется упадок духовности. Нет того уровня культуры, при котором молодежь не будет обливать краской и писать похабные слова на художественных произведениях, а бомжи не будут воровать памятники только потому, что они изготовлены из меди и бронзы. Необходимо навести порядок на улицах, и я рад, что наш город преображается, становится красивее и чище. Чем больше будет красивых зданий, фонтанов, скверов и мест отдыха, которые можно будет украсить произведениями искусства, тем радостней и спокойней в нем будет чувствовать себя человек.
- Вы создаете памятники, посвященные современным героям. Это и липецкий памятник ликвидаторам чернобыльской катастрофы, и чаплыгинский - погибшим в локальных конфликтах. Думаю, ваше творчество не ограничивается этой темой?
- Безусловно. Став в 2000 году членом Союза дизайнеров России, регулярно выезжаю на форум дизайнеров в Сочи, чтобы пообщаться с коллегами и показать им свои работы. Принимая участие на всероссийской специализированной выставке "Дизайн-Лэнд 2006", стал лауреатом этого престижного форума. Руководитель федерального агентства по культуре и кинематографии М. Швыдкой и президент союза дизайнеров России Ю. Назаров вручили мне диплом победителя за оригинальное пластическое решение памятника Beatles, который предполагается изготовить из нержавеющей стали и установить в родном городе знаменитых музыкантов Ливерпуле.
- А какие творческие планы вы хотите еще воплотить?
- Планирую создать аллею свиданий в Нижнем парке Липецка, украсив ее аллегорическими фигурами мужчин и женщин, а также символ-памятник примирения России и Чечни. Но самой серьезной работой станет многофигурная композиция для Патриарших прудов в Москве по мотивам романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", который я перечитал несколько раз и теперь по памяти могу процитировать любые реплики понравившихся героев. Мысль о создании такой композиции из металла переросла в желание воплотить ее в жизнь. Булгаковские персонажи должны стать неким обрамлением символических ворот, через которые можно будет войти и выйти на Патриаршие пруды. В этой композиции будут и люди, и звери, и мифические персонажи, и огонь, о котором Азазело сказал: "Все началось с огня, и все им закончится".
"Любое дело нужно доводить до конца"
Сергей Алексеевич СОШНИКОВ, почетный архитектор России, председатель комиссии по градостроительству Общественной палаты города Липецка. Построенные по его проектам здания украшают современный облик нашего города и области. Особую известность архитектору принес проект застройки площади Петра Великого, которая, по замыслу Сергея Алексеевича, должна стать центром Липецка.
- Сергей Алексеевич, известно, что существует план развития Липецка на ближайшие годы. А есть ли подобный план развития монументального искусства города и нужен ли он вообще?
- Вы подняли очень важную и актуальную тему. Такой план, безусловно, нужен. Получилось так, что в последние годы несколько произведений монументального искусства, созданных липецкими авторами, выпали из поля зрения общественности и городского руководства и остались невостребованными. Взять, к примеру, несколько работ народного художника России Александра Вагнера. Его многометровую и многофигурную композицию из меди, олицетворяющую первых строителей Липецка (корабела, кузнеца, чиновника петровского времени), планировалось установить на пересечении улиц Ленина и Желябова. Однако прошло время, сменились руководители, забылись прежние обещания и монумент в течении десяти лет украшает... мастерскую скульптора. До сих пор ждет своего часа и экспонировавшаяся ранее на выставках модель скульптуры народного художника России, почетного гражданина Липецка Виктора Сорокина, которую планировали отлить и установить около входа в дом-музей мастера, но о которой опять почему-то "забыли".
- Может быть, Вагнеру просто не повезло, ведь он создал эти работы во время постоянных перестроек и перетрясок?
- Возможно. Но как быть, например, с закладным камнем в сквере, расположенном недалеко от площади Революции, посвященном жертвам репрессий? На этом месте который год подряд обещают поставить памятник, но когда это произойдет - неизвестно. В свое время в Липецке хотел установить памятник, посвященный жертвам политических репрессий, и известный скульптор Вячеслав Клыков, который, к сожалению, не дожил до сегодняшнего дня. Его помощники и сын готовы довести дело до конца и воплотить идею в жизнь.
Существуют и более грандиозные планы. Например, памятник ратной славы, выполненный тем же Клыковым. Величественный монумент планировали установить на площади Победы, но идет год за годом, уже отметили 60-летие Победы, а памятник так и не установлен: не нашли необходимую сумму.
- Желание ветеранов иметь такой памятник в областном центре совершенно обоснованно. Недаром в 2001 году был учрежден общественный фонд "Памятник Победы", и средства на возведение этого монумента собирали всем миром. Сегодня на счете фонда 571 тысяча рублей. Хотя, понятно, что на эти деньги изготовить и поставить такой памятник вряд ли удастся...
- Действительно, много начинаний, но нет их логического завершения, а ведь любое дело необходимо доводить до конца. Тем более, если речь идет о готовых памятниках или моделях, которые остается или установить, или доделать. Поэтому наша комиссия по градостроительству пытается создать план монументального строительства города, определяющий перечень памятников, которые необходимо установить в определенные сроки в определенных местах города. На сегодняшний день существует масса интересных предложений, которые можно воплощать в жизнь. Например, известный скульптор, народный художник России Юрий Гришко, предложил создать галерею знаменитых земляков, а скульптор Валентин Челядин работает над проектом памятника Стаханову. Известны нам и другие оригинальные задумки. Пользуясь случаем, приглашаю художников, скульпторов, и всех жителей города внести свои предложения: какие памятники нужны сейчас городу. Надеюсь, общими усилиями все-таки удастся изменить сложившуюся ситуацию. От этого облик нашего города только выиграет.
Смотрите также:
- Быть или не быть... Ленину в Тамбове? →
- Была б Победа! А за ценой не постоим →
- Виктор Остриков: Я «одевал» Еву →