Александр Латушко о современных детях и месте искусства в их жизни

   
   

Накануне Дня защиты детей Александр ЛАТУШКО, художественный руководитель ТЮЗа, поделился своим взглядом на подрастающее поколение и влияние на него последствий «культурной революции».

Попадание в психофизику

- Спектакль ТЮЗа «Том Сойер» стал лауреатом конкурса «Итоги сезона» как лучший спектакль для детей и подростков. Как вы оцениваете эту постановку?

- Режиссёром спектакля стал Вадим Кривошеев. Он молод, у него пока мало опыта, зато хорошая фантазия, кроме того, он восприимчивый ученик. Безусловно, в спектакле есть недочёты, но решение в целом очень ёмкое, динамичное. Само действие и театральные приёмы вызывают интерес и отклик у молодых. Я надеюсь, что из Вадима вырастет очень хороший мастер.

- Какие спектакли нравятся современной молодёжи? Что её трогает?

- Современных пьес высокого качества чрезвычайно мало. Этот голод испытывают буквально все театры, особенно молодёжные. Мы в этом году реализовали экспериментальный спектакль «Сто пудов любви» и обнаружили попадание в ту психофизику, в которой существует сегодня молодёжь. Но и несовременные спектакли производят впечатление на подростков. Например, у нас идёт спектакль «Не покидай меня» о Великой Отечественной войне. Эта история имеет некую сюжетную параллель с повестью «А зори здесь тихие». Казалось бы, очень далёкое время: иногда с горечью обнаруживаешь, что у молодых отношение к этой истории достаточно лёгкое, не оставляет никакого следа. Но когда мы начали играть этот спектакль на зрителя, то первое впечатление было неожиданным. Нам удалось раскрыть характер молодых, сделать их родными для тех, кто сидит в зале. Вы знаете, я давно не встречал такого эмоционального восприятия: девчонки и даже ребята выходили из зала со слезами на глазах. Ведь персонажи спектакля очень похожи на них самих. Из этого возникает оценка тех человеческих утрат, которые принесла война. Театр дал возможность сопереживания, а это самое дорогое, чего он добивается.

- Театр идёт на поводу у публики и осовременивается или же наоборот - юная публика дорастает до театра?

   
   

- Я для себя однозначно определяю табу на всяческую пошлость, чернуху, грязь. Сегодня есть театры, где со сцены можно услышать матерное словцо, увидеть эпатажную обнажёнку… Но это дешёвое привлечение зрителя, ничего общего не имеющее с настоящим художественным содержанием. Я такого не допущу. Это моя жизненная, творческая и человеческая установка. И коллектив театра её приемлет безоговорочно.

Для самых маленьких

- Как привить ребёнку любовь к искусству?

- Когда ребёнок дошкольного возраста впервые приходит в театр, очень важно, чтобы первое впечатление от увиденного стало для него открытием удивительного мира игры. Театр увлекает возможностью нового познания мира. При этом сюжетное содержание должно быть занимательным, а актёрское исполнение предельно искренним. Если всё это происходит, то мы зароним желание у ребёнка прийти и в следующий раз.

- А каковы цены на поход в театр? Возможно, кто-то боится, что это слишком дорого…

- Мы не задираем цены. Самые дорогие билеты на премьеру стоят не более 250 рублей. Средняя цена - 100-120 рублей, а спектакли, которые уже давно в репертуаре, ещё дешевле - всего 80 рублей. И ещё мы много занимаемся благотворительной деятельностью: радушно принимаем детей из малообеспеченных семей, детей-инвалидов.

Всю жизнь в детстве

- Вы много лет работаете в ТЮЗе. Чем обусловлен выбор юного зрителя? Ведь с детьми работать сложнее.

- Я думаю, это на генетическом уровне. Случилось так, что в детстве я видел много спектаклей драматического театра, потому что мой двоюродный дядя был заведующим электроцехом театра драмы. И я все спектакли смотрел из осветительской ложи по нескольку раз. Потом я много играл в драматическом театре «Дружба» в Левобережном Доме пионеров. После, с первого раза поступил в ГИТИС, выдержав конкурс в 186 человек на место. Влюбившись с малых лет в творчество для детей, я посвятил этому всю свою жизнь.

- Отличается современный детский зритель от того, каким он был 10-20 лет назад?

- Смотря какой. Совсем юный зритель мало отличается. Психологическое развитие, конечно, видоизменяется, ведь информативный уровень сейчас повыше, но немного. А что касается подростков, то тут сложнее (улыбается). Они ведь похитрее, более приспособленные к этим делам. Очень важно учитывать психологию современного ребёнка, а чтобы быть всегда в курсе, необходимо общение. Поэтому у нас постоянно проходят экскурсии по театру: мы водим детей в костюмерную, даём примерить элементы костюмов… Дети очень довольны!

- Раньше поход в театр был целым культурным событием для молодых людей. А нынешние подростки предпочитают кино с попкорном и необременительным для мозгов репертуаром. К чему, по-вашему, может привести такое развитие?

- Роль культуры в современном обществе чрезвычайно занижена. Терпеть этого ни в коем разе нельзя. Никакие нравоучения и лекции не смогут заменить культурной составляющей. Сегодняшняя жизнь у многих сопряжена с финансовыми проблемами, нежели духовными. Но ведь Россия всегда отличалась от других наций своим великодушием, добротой, сострадательностью, духовностью. Государству необходимо пересмотреть своё отношение к культуре, особенно к детскому театру, потому что этот организм влияет на внутреннее состояние и мировоззрение сегодняшней молодёжи.

ДОСЬЕ

Александр Латушко родился 23 февраля 1945 г. Заслуженный деятель искусств РФ. С 1970 года работает в воронежском ТЮЗе. Более 20 лет преподавал актёрское мастерство в Воронежской государственной академии искусств. Председатель комитета Воронежской областной думы по культуре и историческому наследию.

Смотрите также: