Голосование было всенародным – большая часть из нескольких сотен сообщений, поступивших в МУП «Тамбовгортранс» по электронной почте и в виде СМС, были адресованы Любови Дорофеевой, которая обслуживает маршрут троллейбуса № 9 в областном центре.
Родной маршрут
Лара Чайка, АиФ-Тамбов:– Любовь Владимировна, что привело 24–летнюю красавицу «обилечивать» пассажиров троллейбуса?
Любовь Дорофеева: – Попробовать себя в этой роли предложили знакомые, которые вместе со мной попали под сокращение на прежнем месте работы. Но из нас троих, решивших тогда стать кондукторами, одна женщина вытерпела всего один день, вторая продержалась полгода. И мне поначалу говорили: не сможешь там работать – мол, не умеешь давать отпор хамам. Но отвечать грубостью на грубость – большого ума не нужно. Как–то научилась ладить с незнакомыми мне людьми. Со временем «приросла» к этой профессии, наверное, с корнями. Во всяком случае, в ближайшем будущем менять её не собираюсь.
– Несмотря на тяжёлые условия труда и маленькую зарплату?
– Да, к сожалению, условия оставляют желать лучшего. Есть в городе новые троллейбусы, где и чисто, и тепло. Но наша машина – совсем старенькая. Бывает даже такое, что люди зимой, видя, что за нашей рухлядью следом идёт комфортный и тёплый троллейбус, дожидаются его…
Вообще, если так разобраться, в России сегодня большинство работают не в лучших условиях, и мечтают о большей оплате труда. Легко нигде не бывает. Высоких постов мне не занимать, а то, что стало делом моей жизни, всё–таки приносит удовлетворение. Я привыкла к общению с людьми. Причём с разными. На своём маршруте знаю практически всех пассажиров. Да, собственно говоря, и они меня. Многие уже привыкли, и признаются, что когда попадают не в мои рейсы, то скучают без меня. Даже подарки некоторые делают к праздникам. Это – как бальзам на душу.
– Но, признайтесь, люди разные встречаются. Как удаётся находить со всеми общий язык?
– Конечно, разные. Кто–то тебе успевает душу излить, пока едет, а кто–то и оскорбить незаслуженно может. Однажды попался такой хам – правда, не в трезвом состоянии. Мужчина уже пожилой, а вёл себя очень недостойно – обзывал меня на чём свет стоит. С такими стараюсь не связываться. Благо, нашёлся молодой человек, который буквально вытащил его из салона на остановке. К счастью, грубияны встречаются реже. В основном это люди, мягко скажем, подвыпившие. Ещё приходится сдерживать атаку, когда проявляется людской гнев по поводу подорожания стоимости проезда. Тут уж держись: будто мы с водителем во всём виноваты!
А вообще хочу сказать, что мне с маршрутом повезло: больше адекватных и порядочных людей. К примеру, если мне приходится работать в выходные по шестому маршруту, то отмечаю, что там совсем другой народ. Или мне так кажется, не знаю, но мои пассажиры мне всё же роднее.
Каблуки носить нельзя
– Есть ли разница между пассажирами сегодняшними и теми, что были, скажем, десять лет назад?
– Многие мои коллеги замечают, что у людей на лицах стало больше озабоченности, усталости в глазах. Однако про своих пассажиров я такого не скажу. Видимо, сказывается особенность маршрута – ведь на «девятке», в большинстве своём, ездят рабочие на заводы. И мне нередко приходится слушать их шутки, житейские истории, даже новости порой от пассажиров узнаю. Особенно приятно наблюдать, как радуются люди предстоящим выходным к концу недели.
А в плане культуры поведения, по–моему, такими же остались. И раньше встречались те, кто ни за что не уступит место пожилому человеку или беременной женщине, и сегодня таких хватает. Здесь уже, видимо, от воспитания в семье зависит, но не от времени. Были и вопиющие случаи, но о них вспоминать не хочется. Гораздо приятнее восстановить в памяти картинки, когда молодые парочки использовали троллейбусы в качестве мест для свиданий. Ездили в позднее время в обнимку на задних сиденьях. А студенты, приезжающие из других городов, изучали на троллейбусах достопримечательности Тамбова, разъезжая от начальной до конечной остановок.
Сегодня такого уже почти не встретишь, но приятно отмечать, когда молодёжь внимательна к тем, кто рядом. Нередко сами вызываются и коляски мамочкам помочь вывезти из салона, и сумки подержать, видя, что у человека тяжёлая поклажа. Что изменилось, так это одежда: стало больше ярких, нарядных вещей на пассажирах. Это, конечно, радует глаз.
– А как вам самой приходится одеваться? Есть ли какие–то требования?
– Вызывающе, конечно, нельзя. Особенно летом. Да это и самой нужно понимать – таким образом можно вызвать неуважение или раздражение пассажиров. Обувь на каблуках нельзя носить. Но это всё цветочки. Самое главное – «нарядиться» зимой так, чтобы не замёрзнуть. Сами понимаете, нужно как–то приспосабливаться к условиям. Приходится «напяливать» на себя сто одёжек, ходить по салону, как капуста. При этом понимаю, что нужно быть всегда привлекательной, следить за своей внешностью. Ведь работаешь под прицелом глаз целого салона.
С водителем ладим
– Кстати, а почему кондукторы коммерческого транспорта «обилечивают» сидя, и уже при выходе?
– (Пожимает плечами. – Ред.) Конечно же, это неправильно. Но это – их вопросы. С нас же требуют выполнять обязанности строго. Да и потом – устанешь сидеть на одном месте весь маршрут. В движении оно как–то веселее получается. И уверенности больше, что успеешь всех снабдить билетами. Ведь эта маленькая бумажка – документ, гарантирующий выплату страховой суммы при несчастном случае в общественном транспорте. Да и контролёры в пути – гости, приходящие без приглашения.
– С водителем уживаетесь?
– Уже восемь лет работаю в паре с опытнейшим водителем–женщиной – Любовью Толстошеиной. Она справляется с рулём не хуже мужчины. Признаюсь, что мне контактировать в поездке с ней гораздо легче, чем с представителями противоположного пола. И понимаем друг друга лучше, и дело как–то слаженнее идёт. Даже если бывают какие–то проблемные ситуации на дорогах, справляемся только при взаимопомощи, очень даже спокойно.
К примеру, случилась авария, где легковушки путь не поделили, я выхожу из салона и работаю некоторое время в роли «указателя», чтобы нашему «рогатому» объехать образовавшуюся «кучу–малу». Вместе справляемся и в те моменты, когда что–то в салоне происходит. Однажды случился приступ эпилепсии у человека. Остановили троллейбус, опустили штанги. Кто–то из пассажиров взялся за мизинец больному, зная, что это поможет. Мы с водителем сразу же вызвали «скорую». Благо, что всё обошлось, гражданин пришёл в себя и спокойно добрался до места назначения.
– Люба, и всё–таки, есть ли за троллейбусами будущее?
– «Рогатые» машины – экологически чистый вид транспорта. Один только этот факт даёт надежду на то, что троллейбусы останутся. Другой вопрос – необходимо обновлять парки машин и предъявлять к коммерческому транспорту более жёсткие требования. Ведь количество пассажиров у нас сегодня в разы уменьшилось из–за того, что стало больше частных перевозчиков. А качество обслуживания, как рассказывают сами пассажиры, выигрывает в муниципальном транспорте.
Смотрите также:
- Ловкость рук и обаяние. Иллюзионист раскрывает секрет фокусов с картами →
- В поисках свободы. Как кардинально изменить жизнь, ничего не теряя →
- Ночь. Автомобиль. Девушка →