23 мая в курских школах прозвенит последний звонок. Для некоторых из них он будет действительно последним: в области продолжается оптимизация системы сельских школ.
По расчётам сотрудников областного комитета образования и науки, к следующему учебному году 133 сельские школы будут реорганизованы: либо закрыты, либо поменяют статус. То есть из двух школ, расположенных в соседних селах, останется одна более крупная. Учеников туда будут возить на школьных автобусах. Таким образом, по официальной версии, можно будет добиться повышения качества школьного образования в сельской местности. На самом деле главная причина - возможность сократить расходы на содержание малокомплектных школ.
65 из них были признаны бесперспективными: слишком мало учеников. Согласно статистике, в Курске на одного учителя в среднем приходится примерно семь учащихся, в сельских школах - пять. Причём от этого количества зависит заработная плата учителей, и без того невысокая. В 2008-м в сфере образования была введена новая нормативно-подушевая система оплаты труда, в соответствии с которой зарплата учителя прямо пропорциональна количеству его учеников.
Однако же сельские педагоги всё равно не хотят расставаться со своими малочисленными классами, хотя их обещают трудоустроить в так называемых базовых школах: оптимизация системы сельских школ у них оптимизма не вызывает. Как и у жителей тех сёл, чьи школы являются малокомплектными. А таких в сельской местности около половины: в области 85% школ - сельские, из них 35% - малокомплектные. "Умрёт школа - умрёт село", - повторяют одну и ту же фразу жители разных районов области.
Но чиновникам важнее сэкономить на отоплении и ремонте. К тому же школьного оборудования, которое соответствует современным требованиям, на всех не хватает. Какой смысл раскошеливаться на компьютеризацию школы, в которой всего десяток учеников? Гораздо легче провести последний звонок и повесить на школьной двери замок.