С каким настроением встретят День знаний наши педагоги, достойная ли у них сейчас зарплата, что им ждать от продолжающейся реформы образования и много ли в области закроется школ – об этом мы говорим с Тамарой БИРЮКОВОЙ, председателем Воронежского областного комитета профсоюза работников народного образования и науки.
Большая разница
– В прошлом году много говорилось о новой системе оплаты труда, которая должна была улучшить материальное положение учителей. А что на деле?
– Заработная плата учителей, конечно, увеличилась, но у всех по-разному. После повышения фондов оплаты труда школ региона на 30%, размер средней зарплаты учителей в конце прошлого года составил 15970 рублей. У 53,2% учителей, перешедших на фиксированные ставки, увеличение зарплаты произошло за счёт I квалификационной категории – плюс 20% к ставке, у 24,3% – за счёт высшей квалификационной категории – плюс 40% к ставке. А ещё, все молодые учителя получили прибавку в размере 20-30%.
– Говорят, что в Воронежской области едва не самая высокая зарплата у педагогов Новохопёрского района – в среднем 20 тысяч рублей. А какова, вообще, средняя зарплата учителя?
– По области, средняя зарплата колеблется от 12700 до 20000 рублей. Что же касается Новохопёрского района, то сегодня по зарплате там, действительно, лучшие показатели. Но опять-таки – за счёт чего? За последние десять лет количество школ в районе уменьшилось вдвое: было 45, стало – 22.
Однако принципиальное отличие оптимизации «по-новохопёрски» заключается в том, что началась она с обустройства школ, на которые была сделана ставка: с ремонта школьных зданий, дорог, обеспечения бесперебойного автобусного сообщения. В итоге, родители сами сделали выбор в пользу этих школ, ни одно общеобразовательное учреждение не было закрыто вопреки их желанию. Также райадминистрация сняла со школ финансовую нагрузку на так называемые непрофильные затраты, решив пойти по пути аутсорсинга – передачи неключевых функций внешним исполнителям. Сегодня в районе действует ресурсный центр с финансированием из муниципального бюджета, осуществляющий бухгалтерское и правовое обслуживание школ. На очереди – передача в муниципальный бюджет школьных столовых, а школьных автобусных парков - в муниципальный технико-эксплутационный центр.
Что касается средних заработных плат в других районах, то в 21-м из них она выше средней по области, а в 13-ти – ниже. Например, Новоусманский район – 19985 рублей, Панинский - 12951 рубль, Бутурлиновский – 13644 рубля и Воронеж – 17891 рубль.
– В ходе провозглашённой реформы образования директор в школе стал царь и бог. Часто ли администрация школ нарушает права рядовых учителей?
– Действительно, сегодня руководители получили значительные властные полномочия и самостоятельность по управлению школами. Как следствие – к нам продолжают поступать жалобы на несправедливое распределение стимулирующего фонда. А ведь прозрачность распределения этого фонда во многом зависит от уровня социального партнёрства в образовательном учреждении, от мудрости руководителя и председателя профкома. В образовательных учреждениях, где в одностороннем порядке стараются решать все вопросы, особенно по оплате труда, обстановка складывается напряжённая. Пример: школа-интернат № 7, Панинская СОШ. В этих коллективах нет единства, нет рабочей обстановки, тут всё, как в басне: рак пятится назад, а щука тянет в воду...
Закрыть нельзя оставить
– В связи с реорганизацией и, так называемой, оптимизацией в районах области происходит закрытие школ. Сколько было закрыто за последнее время?
– За последние 15 лет область потеряла четверть школ. Если на 1 сентября 1997 года их было 1150, то сегодня – 833. Поначалу в год закрывалось по 15-20 школ. Самым трагичным стал 2009 год, когда разом было закрыто более сотни школ. На следующий год – ещё 37. Сегодня мы вернулись к прежнему темпу – на начало этого учебного года 15 школ прекратили свою работу. В основном это сельские школы. С одной стороны, мы понимаем, что причиной их массовой ликвидации является демографическая ситуация, усугубляемая оттоком жителей из сёл, где развалились хозяйства, нет работы и каких-либо перспектив на будущее. Но с другой стороны, школы, порой, несправедливо попадают «под топор» из-за излишней ретивости районного начальства, которое, принимая решение о ликвидации, «забывает» согласовать его с родителями и педагогами.
– Но, насколько мне известно, профсоюзу всё-таки удалось отстоять некоторые школы...
– Это удавалось, когда председатели профкомов вовремя информировали райкомы и обком профсоюза о предстоящей ликвидации, когда на защиту школ становились сами родители. Но и в этих случаях были проблемы. Например, Хвощеватская школа Подгоренского района. В 2011 году районные власти заказали экспертизу, которая признала школьное здание аварийным. Это и послужило основанием для оперативной реорганизации Хвощеватской школы, то есть её присоединению к соседней Сагуновской школе. Причём, отменить реорганизацию власти отказались даже после того, как выпускник Хвощеватской школы, ныне ректор Санкт-Петербургского государственного горного института Владимир Литвиненко, к которому хвощеватовцы обратились за помощью, выразил намерение подарить своей малой родине новое школьное здание. Обкому профсоюза стоило больших трудов повернуть процесс реорганизации вспять.
– В редакцию обратились жители села Краснополье Воробьёвского района с похожей бедой. Из школы – одиннадцатилетки в их селе хотят сделать девятилетку, а старшеклассников возить в Никольскую СОШ за несколько километров. Люди хотят отстоять свою школу. Но насколько это реально?
– При ликвидации или реорганизации учебного заведения учредитель обязан согласовать с родителями вопрос о переводе их детей в другую школу. Если такого согласования, разумеется, в письменном виде, от родителей получено не было, то родители должны обратиться в прокуратуру с заявлением о нарушении их прав и законодательства.