Примерное время чтения: 7 минут
66

По ту сторону сцены

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49 07/12/2011

На минувшей неделе премьер-министр Владимир Путин провёл встречу с художественными руководителями театров в Ленкоме. Круг обсуждаемых тем был обширен, но худруков прежде всего интересовало правовое регулирование трудовых отношений, а также разделение обязательств между худруком и директором.

Чтобы глубже погрузиться в закулисную жизнь и понять, в чём суть проблемы, корреспондент "АиФ-Курск" пообщался с Александром ШВАЧУНОВЫМ, заслуженным артистом РФ, актёром Курского драматического театра им. А. С. Пушкина.

Заодно удалось обсудить его собственную постановку по пьесе С. Злотникова "Пришёл мужчина к женщине" и поговорить об актёрском тщеславии...

Две стороны медали

- Александр Сергеевич, на собрании в Ленкоме обсуждался вопрос о переходе на контрактную систему театров. Что это такое? И в чём, на ваш взгляд, будут проявляться преимущества и недостатки этой системы?

- Когда я пришёл работать во Владимирский театр, меня взяли на срочный трудовой договор, хотя должны были, как молодого специалиста, на три года оформить в штат, дать квартиру и т. д. Кстати, в советское время молодые специалисты имели широкие юридические права. Так вот, мы с женой (Галина Халецкая, заслуженная артистка РФ, актриса Курского драматического театра - Ред.) проработали год и продлили договор ещё на три года. Когда мы отработали и этот срок, нас попросили написать заявление об уходе и тут же взяли по новой. Вот вам контракт. Но юридически это невозможно было делать бесконечно, и нас взяли в штат. Я считаю, ничего плохого в этой системе нет, хотя, наверное, многие коллеги со мной не согласятся. Худрук театра, директор - все они работают по контракту. А люди, которые им подчиняются, то есть актёры - в штате. Проще говоря, люди на руководящих должностях сменяются, а мы нет. Ведь любой вновь пришедший руководитель хочет создать "свой" коллектив, и для этого ему нужны свои "краски и кисти" - актёры. Он не может опираться на тех, кто ему неприятен или на того, с кем не совпадает во взглядах. В этом плане контрактная система легче и проще - её можно прервать. Курские актёры немного не ценят той вещи, что театром руководит режиссёр. В других театрах давно уже правят чиновники. Но плоха эта система тем, что сюда могут вмешаться личностные причины конфликта: с кем-то не так поздоровался - и до свидания. Тут, как и у всего, есть две стороны медали. Я этой системы не боюсь, но с другой стороны, прекрасно понимаю возрастных актёров, которым страшно, что их уволят. Профессия у нас всё-таки жестокая.

- В общем, вы больше "за" эту систему, нежели "против".

- Понимаете, в чём тут дело: самым лучшим достижением русского театра является так называемый русский репертуарный театр. Это не только постоянный, неспешно обновляемый репертуар, но и "театр-дом", когда режиссёр следит за профессиональным ростом актёра: сегодня ты играешь Сирано де Бержерака, а завтра роль второго плана. Западный театр устроен иначе: на двери гримёрки известных актёров висит табличка "комната звезды". Нам в институте говорили, что это самое страшное ругательство для актёра. И этот западный принцип хотят внедрить к нам, что неправильно в корне! Русский репертуарный театр ни в коем случае нельзя разрушать! И контрактная система неплоха в том смысле, что она не представляет угрозы для его разрушения. Будет существовать здоровая конкуренция, а это стимул к профессиональному росту актёра. Когда ты знаешь, что тебя никто не уволит, ты становишься пассивным, отношение к работе меняется. Контрактная система заставит актёров работать активно.

Страшная болезнь - "тщеславие"

- Вам никогда не хотелось достичь чего-то большего, работать, например, в столичном театре?

- Помимо расхожего афоризма "Лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме", есть ещё кое-что. Я считаю, в Москву едут люди, которые себя не очень нашли в актёрской профессии. Может быть, это и правильный шаг, ведь надо же как-то реализовываться.

Тут показательна ситуация с возникновением телепередачи И. Олейникова и Ю. Стоянова - "Городок". Стоянов в одном из интервью рассказывал, что был крайне нереализован в театре. Играл в массовке. В ряду с такими именами, как Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Олег Борисов, он и рядом не мог стоять. Так и возникла идея своей передачи, Стоянов окончательно ушёл из театра. Видите, он пошёл другим путём и реализовал себя.

- Но и тщеславие может подтолкнуть к атаке на столицу...

- Это главная актёрская болезнь - тщеславие. Всегда хочется чего-то большего, лучшего. И я когда-то наивно мечтал, что приедет какой-нибудь знаменитый режиссёр из столицы, увидит меня и заберёт к себе на главную роль.

- Получается, вы человек рациональный.

- Дело не в рациональности. Просто на всё воля Божья. Я в этом смысле фаталист. Как говорится в известной притче: "Каждый несёт свой крест". Есть прекрасное высказывание у испанского драматурга Кальдерона де ла Барка, которое является моим жизненным кредо: "Игра - служение. Она даётся нам не для забавы. Игрой мы исправляем нравы". На мой взгляд, эти слова должны быть девизом всех актёров. Идти в профессию только ради того, чтобы потешить своё тщеславие - это уж как-то совсем низко. Лучше этого не делать. Со мной во Владимире работала актриса, а её родственница поблизости продавала цветы. И она заставляла людей на каждый спектакль приносить ей букеты, какую бы роль ни играла её сродница. Это уже своего рода болезнь.

Амплуа режиссёра

- Что подтолкнуло на постановку своего спектакля?

- Три года назад, вскоре после своего прихода в Курский драматический театр, я предложил Юрию Валерьевичу Бурэ эту постановку. Я не очень понимал, почему малая сцена не функционирует наравне с большой. Спектакль "Пришёл мужчина к женщине" я уже ставил во Владимире. Публика хорошо его принимала, потому что это история о нас, живущих сейчас.

- В этом спектакле вы играете вместе с женой. Не возникало ли разногласий во взглядах на постановку?

- Мы с ней абсолютно разные, но умеем договариваться, ведь прожили вместе 21 год. Совместно нам работается комфортно и легко. Жена, прежде всего, мой друг. У нас одна сфера интересов - театр. Всегда есть о чём поговорить и что обсудить. Как-то раз общался с генералом МВД, а его жена руководила банком. И, если честно, я слабо представляю себе, о чём они разговаривают. О том, как в МВД коррупцию победить?

- С какими трудностями столкнулись при постановке спектакля?

- Главная трудность - в умении найти "ключик" к пьесе. Ведь эта пьеса может быть поставлена другим режиссёром, и нельзя открывать её тем же ключом, что и он. Надо найти свой собственный.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах