В Липецке в галерее "М`Арт" открылась выставка художника Юрия Татьянина (или как он себя называет, - Т.Ю.Н.) под интригующим названием "Все, что вы хотели знать о Мертвых Зайцах, но боялись спросить". Автор экспозиции предстал перед публикой в кричащей красной рубахе a la Уго Чавес, о происхождении которой живописец рассказал настоящую рождественскую сказку.
- Перед Новым годом и Рождеством все пишут письма Деду Морозу и просят его о том или ином подарке... Я тоже много лет подряд писал волшебному старику, но так от него ничего и не дождался. Тогда я написал президенту Венесуэлы Уго Чавесу и попросил прислать в подарок такую же рубаху, как у него. И вот однажды утром открываю дверь, а под ней лежит она - вот эта самая рубаха. Я уверен, что это Чавес мне прислал подарок, - с этими словами Юрий Татьянин с гордостью дергает ворот руками. - В качестве ответного жеста думаю сделать на земле Венесуэлы выставку под названием "Смерть буржуям", президент Чавес будет доволен...
Юрия Татьянина называют мастером эпатажа. Собственный стиль автор называет "интуитивным неопримитивизмом", а картины скромно подписывает "Гений земли Липецкой" (при этом говорит, что это все равно, что заслуженный артист области). Т.Ю.Н. - художник-самоучка, свою первую картину написал в 30 лет, он единственный липецкий художник, работы которого приобретены Московским Музеем современного искусства. Несмотря на такое признание, "Мертвые Зайцы" - его первая персональная выставка в родном городе, своего рода творческий отчет за прошлый год. Художник прямо говорит, что его вдохновляли знаменитые перфомансы Йозефа Бойса с мертвыми зайцами. На большинстве полотен Татьянина изображены как раз мертвые зайцы с различного рода эпитафиями, впрочем, иногда встречаются и живые особи, но, как правило, в этом случае они оплакивают мертвых собратьев.
- Меня коробит то, как наши кладбища стали "огламуриваться". Некоторые граждане, следуя за модой, стали менять памятники чуть ли не каждые пять лет. Тут отдает фальшью. Можно сказать, что моя выставка направлена против гламура и показухи на кладбищах, это мой протест, - пояснил идею выставки живописец.
"АиФ-справка"
Предыстория появления Мертвых Зайцев
БОЙС Йозеф (1921-1986 гг.) - немецкий художник, один из лидеров постмодернизма. В перформансе "Как объяснять картины мертвому зайцу" (1965 г.) Бойс покрыл свою голову медом и золотым пигментом, привязал стальную подошву к правому ботинку и войлочную к левому (изображая этим "тяжелое основание и душевное тепло"), а затем провел три часа в молчании, гримасами и жестикуляцией объясняя свои картины мертвому зайцу, которого он держал в руке. В другом перформансе Бойс девять часов пролежал на полу, завернутый в рулон из войлока в компании двух мертвых зайцев. Углы и стены комнаты были залеплены жиром, на стене висел пучок волос и два ногтя. В микрофон Бойс издавал какие-то животные звуки (имитировал голоса зайцев и оленя), которые вперемежку с современной музыкой транслировались по всей галерее и на улицу.
Перформанс (англ. performance - "исполнение") - акция, совершающаяся или в специальных помещениях, или на открытом воздухе по заранее разработанному сценарию.