Примерное время чтения: 4 минуты
73

Педагоги начали борьбу за учеников

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23 04/06/2008

Школа школе рознь. Дело не в географическом положении, не в том, что одно общеобразовательное учреждение находится в областном центре, второе в городе с населением в десятки тысяч человек, а третье в селе. На первый план выходит качество образования, школы конкурируют между собой. Родители, которые заботятся о будущем своих детей, а таковых большинство, переводят своих детей из обычных школ в инновационные.

Демографическая яма привела к сокращению числа выпускников более чем на 20% в нынешнем году. 11-е классы окончили 7626 человек, а годом ранее таковых было 9818. Недобрано 100 классов. А следом идут столь же малочисленные поколения. В некоторых школах обучается треть от предусмотренного проектом числа учеников.

При этом некоторых школ демография не коснулась, напротив, они страдают от избытка желающих получить знания именно здесь. К примеру, в гимназии N 64 занимаются 1250 человек, она переполнена. А находящаяся в пределах шаговой доступности школа N 53 занимается в одну смену, в ней всего 290 учеников.

Если школы находятся в пределах замкнутого микрорайона, то конкуренция приобретает "людоедскую" форму. Так, в Липецке 3 года назад исчезла школа N 32. Как объяснил начальник областного управления образования Юрий ТАРАН, в ней обучались менее 300 учеников, а находящееся рядом инновационное образовательное учреждение "Прогимназия N 59" было переполнено. И отстающую школу присоединили к передовой.

А с нового учебного года процесс слияния пойдет еще быстрее, этому поможет новый закон о нормативно-подушевом финансировании школ, который находится на рассмотрении в областном совете. Первая редакция вызвала критику со стороны педагогов, и в закон были внесены изменения.

"На образование областной бюджет расходует 6,5 млрд руб., - прокомментировал разработчик закона председатель областного департамента образования и науки Юрий Таран. - Эта сумма уменьшаться не будет, она будет расти. Новый закон призван улучшить положение сферы образования. Мы решили воспользоваться демографической ситуацией, чтобы отказаться от устаревших школ, не тратить деньги на поддержание старых зданий, а строить новые школы. Основанием для закрытия будет только одно условие - низкое качество образования. По завершении учебного года мы внимательно изучим результаты ЕГЭ. Есть школы, в которых число учителей равно количеству учеников, фактически индивидуальное обучение, а ученики показывают посредственные знания".

По словам Тарана, новая схема финансирования не уменьшит зарплату педагога-предметника. Финансирование будет зависеть от количества классов в школе, то есть наполняемости самой школы. В инновационных школах на одного ученика оно может достигать 90 тыс. руб., тогда как в рядовых может быть на 50 тыс. меньше.

Закон вводит понятие "малокомплектная школа". 139 подобных учреждений будут находиться под своеобразной финансовой защитой бюджета, они будут получать содержание по потребности. Также увеличится финансирование вспомогательного и административного персонала школ. Обучение ребенка в малокомплектной школе обходится государству дороже, чем обучение в вузе.

Кроме того, предусмотрен 3-летний переходный период, в течение которого муниципалитеты определят судьбу малокомплектных школ. В с. Хлевное, где проживают почти 6 тыс. жителей, действует один лицей. А в Измалково жителей меньше, но там 2 школы, а соответственно, 2 учительских коллектива, двойные расходы на содержание зданий.

"Областное управление образования школы не закрывает, - подчеркнул его начальник, - этим занимаются муниципальные власти. Они должны проводить реформирование местной системы образования с учетом объективных условий (низкое качество и плохие условия образования). Вопрос реструктуризации должен решаться только при согласии родителей и общественности, когда для этого будут построены дороги и организован подвоз учеников. Перевод детей из старых и отстающих школ в крупные и технически оснащенные положительно скажется на уровне обучения. Политика государства в сфере образования - оценивать знания ученика по единым требованиям, независимо от того, где находилась его школа".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах