aif.ru counter
83

У куклы тоже есть душа

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16 20/04/2011

Недавно во всём мире отмечался День кукольника. Собственно, сам праздник очень молодой, а вот история кукольного театра исчисляется тысячелетиями.

У многих из нас кукольный театр ассоциируется прежде всего с развлечением для детей. На самом же деле, как убеждён Заслуженный артист России Анатолий

Заворуев, это серьёзное искусство и тяжелейший труд. На днях известному липецкому кукольнику исполнилось шестьдесят лет - сорок из них он посвятил куклам. Свой юбилей, сообщил корреспонденту "АиФ-Липецк" Анатолий Викторович, он обязательно проведёт на сцене.

Вначале был хвост

- Анатолий Викторович, любопытно, что привело вас в кукольный театр?

- Всё произошло совершенно случайно. Вообще-то я не думал становиться актёром. Закончил кулинарное училище, а тут знакомый позвал меня работать в кукольный театр - монтировщиком сцены. Так я с 1969 года там и работаю.

- Вы были монтировщиком сцены, а как же стали актёром?

- Это были мои первые гастроли. В спектакле "Сэмбо" один актёр играл льва. Но кукла была очень большая, надо было кому-то водить хвост. Тогда эту ответственную роль (смеётся - прим. Ред.) поручили мне. Потом я озвучивал стрельбу - должен был вовремя ударить по ящику. Так меня и затянуло. А тут ушёл актер, который играл роль льва, и главный режиссёр Вадим

Жуков предложил - давай, мол, ты попробуешь.

- Быстро вам удалось освоиться в новой роли?

- С текстом проблем не было. Я ведь его раньше по нескольку раз в день слышал. Но без курьёза не обошлось. Как-то мы выступали в детском саду, там была такая сцена - лев выбегает и громко рычит. И вот каждый раз на этом месте маленькие дети начинали плакать. Администратор мне и говорит - ты что, не можешь рычать потише. И вот идёт очередной спектакль, я выскакиваю на сцену и как закричу - "Мяу!". За сценой все попадали.

Когда оживают куклы

- В чём главная задача актёра-кукловода? Наверное, не просто дёргать за ниточки или трости?

- Конечно, нет. Главная задача - дать кукле жизнь. Вот, например, возьмите драматического актёра. Он может заплакать или загрустить в любой момент. А как загрустить куклой? Оказывается, можно. Приложите просто ей ко лбу руку. Надо найти какой-то жест, который бы её оживил.

- А с любой куклой можно найти общий язык?

- Не с любой. Мне например, более близки характерные роли, например, волка из спектакля "Поросёнок Чок", и совершенно не получаются роли героев-любовников. Режиссёр видит, что ты "не попадаешь в куклу". Кукла существует сама по себе, ты - сам по себе. Такого быть не должно, актёр и кукла должны быть единым целым, вместе проживать спектакль.

- Но ведь большая часть вашей публики - дети. Можно было бы где-то схалтурить - всё равно не поймут?

- Как раз наоборот, дети - более требовательные зрители, их не обманешь. Они всё очень тонко чувствуют. В то же время ребятня - самая благодарная публика. Как они сопереживают! Помню, в спектакле "Армянская легенда" я играл роль Вишапа - чудища, которое пришло в горное село за самой красивой девушкой. По сценарию мой персонаж в неё влюбляется и говорит - я умру ради тебя. Когда я читал этот монолог, в зале стояла такая тишина, казалось, пролетит муха и её будет слышно. Двести человек сидели затаив дыхание.

Вредная трость

- Многие считают, что работа кукловода очень простая - стой себе и держи куклу.

- Я на это так отвечаю: попробуйте взять полуторалитровую бутылку с водой и на вытянутой руке продержать её хотя бы 15 минут. При этом нельзя шевелиться. А ведь так порой приходится стоять весь спектакль и одновременно ещё управлять куклой. Это тяжелейший труд, да к тому же в последнее время ещё и низкооплачиваемый. Не зря нас приравнивают к лётчикам.

- В чём же сходство?

- Так же как они, кукловоды могут уходить на пенсию по истечении 25-летнего стажа. Мы чаще всего работаем с тростевыми куклами, когда актёр спрятан за ширмой, а куклу дер-жит в вытянутой руке - спина согнута, голова запрокинута. Отсюда страдает позвоночник, суставы. Но ничего не поделаешь - приходится терпеть. Ведь не скажешь детям - Волк заболел? Правда, сейчас - за сорок с лишним лет - впервые был на больничном. Врачи, когда узнали, были в шоке. Подлечусь и опять - на сцену. Знаете, актёр перестаёт играть только тогда, когда умирает или не может дойти до сцены.

Вся жизнь - театр

- Неужели никогда не возникало желания уйти из кукольного театра, поберечь здоровье?

- Никогда в жизни. Ведь театр дал мне не только профессию, но и семью. Здесь я встретил свою будущую жену Аллу, она тоже заслуженный работник культуры, работает звукорежиссёром. В этом году мы отметим 39-летие совместной жизни. Это большой срок, двум творческим людям всегда вместе тяжело, а мы с ней так вообще не расстаёмся - ни дома, ни на работе.

- И в чём же, на ваш взгляд, секрет семейного счастья?

- Главное - уважение и терпение. Всё остальное приложится. Я думаю, мы свою задачу выполнили - воспитали замечательного сына, сейчас у нас подрастает внук. Он пока ещё учится в школе, в девятом классе.

- Не хочет продолжить дело дедушки?

- Когда он был совсем маленький, то часто приходил на спектакли - садился за ширмой на скамеечке рядом со мной и смотрел. А во время антракта брал кукол и играл с ними. Дома он даже сам смастерил кукольный театр, а потом всё забросил. Но я не огорчаюсь, главное, чтобы мой внук стал хорошим человеком.

Смотрите также:

Loading...

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество