21 марта во всём мире отмечают день кукольника. Театр - это не только спектакли и блеск рампы, но и каждодневный труд бутафоров, художников, осветителей, билетёров, администраторов и, конечно же, актёров. Для заслуженной артистки РФ Галины САМОЙЛОВОЙ театр - это жизнь.
Впервые на сцене
- Галина Владимировна, расскажите о себе. Почему вы выбрали профессию актрисы кукольного театра?
- После окончания школы, в 1966 году, я пришла на прослушивание в театральную студию. И неожиданно прошла отбор. Мир кукол сразу же увлёк меня. В студии мы занимались фехтованием, вокалом, техникой речи и сценическим движением. Пропадали в театре с утра до вечера. Мы даже сами шили кукол. Захлёстывала жажда творчества. Именно театр стал всеми моими жизненными университетами. Мне повезло работать с его основателями, мастерами своего дела, настоящими рыцарями детства. Наша труппа исколесила почти весь Союз и ближнее зарубежье, побывала со своими спектаклями в Чехословакии, Болгарии и Франции.
- А помните ли вы свою первую роль на сцене?
- Моя первая роль - Чуче из одноимённого спектакля Михаила Андреева. По сценарию, этот маленький деревянный человечек не умел ходить, и так случилось, что первые шаги по сцене мы учились делать вместе. Он посмотрел на меня своим лукавым взглядом, как будто спросил: «Ты готова?» «А ты готов?», - улыбнулась я в ответ, и мы появились перед нашим юным зрителем.
И когда нас, студийцев, стали подключать к игре в спектаклях, я видела, насколько серьёзно и трепетно уже признанные актёры относятся к своей работе. Никогда не забуду, как мастер сцены Галина Попова, которая на тот момент была ровесницей моей мамы, играя зайчика, вдруг начала приставным шагом прыгать по сцене. Это стало полной неожиданностью. Театралы - словно люди особой группы крови, фанаты своего дела, и эта профессия требует полной самоотверженности и напряжённой работы.
- Значит, мастерство артистов кукольного театра неподвластно времени?
- Если актёр драмы зависит от своих внешних данных, то кукловоды нет. Даже голос на сцене не соответствует их физическому телу. К тому же наши роли не делятся на амплуа, как в драмтеатре. Сегодня ты можешь играть центральную роль, а завтра роль второго плана или эпизод. Но все кукольники задействованы в репертуаре. И в этом актёры театра кукол счастливее.
Одно целое
- Есть ли какие-нибудь секреты игры с куклами? Каким образом куклы приводятся в движение на сцене?
- Существует очень много разновидностей кукол: перчаточные, тростевые, мимирующие или кукла-маска, марионетка и другие. Так, например, тростевые куклы приводятся в движение при помощи специальной гапит-машинки, которая позволяет кукле поворачивать голову. А простейшие перчаточные куклы надеваются на руку. Эмоции актёра во время игры такие же, как у его персонажа на сцене. Он словно проживает судьбу своего героя. Кукла - не просто инструмент, а партнёр, если ты искренен в том, что делаешь. А рука - это проводник, нерв, связывающий тебя с куклой, с которой на сцене становишься одним целым.
- Галина Владимировна, а как вы работаете над ролью?
- У каждого актёра есть своего рода «копилочка» в голове, куда он складывает свои впечатления, наблюдения и мысли, надо уметь слышать и замечать жизнь, больше фантазировать. Вот смешно скачет ворона по снегу, интересно жестикулирует старик, а у этой надутой самодовольной дамы из-за мехового воротника совсем не видно шеи. Ничто не должно ускользнуть от твоего пытливого взгляда. И когда ты получаешь нового персонажа, то приходится долго работать с ним перед зеркалом. Оцениваешь, как кукла поворачивается, идёт, поднимает руки. Она изучает тебя, а ты её. Тандем «человек-кукла» - великое таинство в нашем деле. Но самое главное - это работа с партнёром, умение слышать его, оценивать ситуацию на сцене и действовать в характере данного образа.
Существуют куклы, персонажи которых сложнее тебе даются, и от этого они дороже. У каждой куклы есть свой характер. Они словно живые, будто дети, к которым относишься с трепетом и любовью.
Самый искренний зритель
- Мир кукольного театра - это невинность детства, его чистота и непосредственность. Как игра на сцене отражается на личности кукольника? И какими качествами должен обладать кукловод, чтобы быть ближе к своему юному зрителю?
- В каждом артисте обязательно должна быть та же нота детской наивности, чистоты и искренности. И пока он открыт, раним, остро воспринимает всё происходящее вокруг, до тех пор он актёр - живой, трепетный, сопереживающий, ранимый. Иногда в спектакле есть паузы, которые не вписаны в тексте, но именно в это время у кукольника происходит внутренний монолог. Он всё время думает. Мысль не отключается от фразы к фразе.
Укрытые за ширмой, мы слышим дыхание зала. Ведь кукла - это тот удивительный посредник среди людей, который на всех языках понятен без перевода. Идея театральной куклы едина во всём мире - доброта, надежда, вера, любовь, всё то, на чём держится жизнь на земле. Поэтому, когда неодухотворённая материя на сцене дышит, думает, плачет, а юный зритель сопереживает, он постигает нравственные ценности. Русские народные сказки - это та академическая азбука, которую должен знать каждый ребёнок. И когда трёхлетний малыш в книге отзывов большими печатными буквами пишет «спасибо» и обводит свою ладошку, это трогает больше, чем лестные дифирамбы. Ведь самый искренний и честный зритель - это ребёнок, который верит тебе беспредельно.