За последние годы кредитная карта, предоставляемая гражданину тем или иным российским банком, давно превратилась из атрибута роскоши в доступное средство оплаты покупок. Ею удобно воспользоваться в магазине, не имея при себе большой суммы. В любое время суток с карточки можно снять наличные деньги в ближайшем банкомате... Однако в последнее время "пластиковый кошелек" стал объектом столь же пристального внимания охотников за чужими деньгами, как и обычное портмоне.
Хотя в нашей области случаи "покушений" на пластиковые карты пока не регистрировались, в других российских городах, особенно в мегаполисах, сотни человек своих кредиток уже лишились. Это в лучшем случае. А в худшем - потеряли и деньги, которые хранились на картах.
Существует несколько основных правил "техники безопасности", которые следует усвоить всем пользователям банковских услуг. Одна из главных ошибок, которую совершают будущие жертвы мошенников - раскрытие своих персональных данных третьим лицам.
Банк писем не пишет...
Чаще всего мошенники используют два способа добычи информации о потенциальных жертвах. Опытные мошенники звонят обладателю кредитной карточки по телефону и, представившись сотрудником банка, запрашивают у самого человека или его родственников необходимую им информацию - паспортные данные, номера телефонов, адрес прописки, номер счета, ПИН-код и проч. Вас могут уверять, что подобная информация необходима для нужд банка, проведения какой-либо проверки и т.п. Такие же просьбы могут излагаться в письмах, высылаемых клиенту от имени банка или его менеджеров.
Стоп! Следует четко знать, что банк никогда по собственной инициативе не запрашивает информацию подобного рода у своего клиента по телефону или в письменной форме (через обычное или электронное письмо). Эта информация у банка и так имеется. Только в отделении или в представительстве банка при личном контакте с сотрудником вы можете предъявить свой паспорт, дать информацию о кредитной карте и раскрыть прочие данные.
...и лотерей не проводит!
Другой излюбленной уловкой мошенников являются лотереи, всяческие розыгрыши и призовые акции, которые якобы проводит банк. Если вам в любой форме сообщают о том, что вы стали победителем или участником подобных мероприятий - сразу насторожитесь. Ведь, как правило, после этого радостного известия следует просьба сообщить какие-либо личные данные или данные о карте. Знайте: банки никогда не проводят никаких акций, для участия в которых клиенту требуется озвучивать свои данные. Будьте бдительны. Если к вам обратились с подобными запросами, лучше немедленно проинформировать правоохранительные органы.
Ищут банкиры, ищет милиция...
"Почерк" мошенников давно знаком сотрудникам служб безопасности российских банков и милиции. Эти люди накопили богатый опыт, позволяющий им восстановить справедливость и усадить за решетку охотников за чужими деньгами. Тем не менее, подобные происшествия имеют широкий резонанс - ведь страдают невинные люди. При этом не все жертвы мошенников знают, что за помощью им необходимо немедленно обращаться как в банк, так и в правоохранительные органы. Это гарантия того, что справедливость будет восстановлена, а преступники изобличены и наказаны.
Как не стать жертвой мошенников
1. Если вам по почте пришла кредитная карточка (обычно ее присылают банки, где вы брали кредит на покупку чего-либо) и она вам не нужна, не выбрасывайте ее, а уничтожьте.
2. Обязательно деактивируйте пластиковую карточку после использования.
3. Не берите кредиты "для друзей" и "знакомых". Если они не выплатят деньги банку, ответственность ляжет на вас и только вас! Также происходит и с поручителями при взятии кредита.
4. Если ваша карточка пропала, немедленно сообщите об этом в банк.