Около трех десятков стариков - детей незаконно репрессированных - собрались в этот дождливый день на опушке Медведевского леса, в сотне метрах от границы города Орла.
Именно в Медведевском лесу 11 сентября 1941 года по приказу Сталина были расстреляны 157 заключенных, содержавшихся в Орловской тюрьме Главного управления госбезопасности НКВД СССР. Профессор Дмитрий Плетнев и Ольга Окуджава, тетя знаменитого барда, большевик Христиан Раковский и лидер левых эсеров Мария Спиридонова, Ольга Каменева, вся вина которой состояла в том, что она была не только женой Льва Каменева, назначенного Лениным исполнителем своего завещания, но и сестрой Льва Троцкого, и многие-многие другие были уничтожены в этот день по приказу Сталина. В последние перестроечные годы по инициативе активистов орловского общества "Мемориал" здесь был установлен камень, напоминающий о жертвах политических репрессий.
Сегодня об 11 сентября в Орле почти никто не помнит: более пяти лет памятные акции проводятся лишь 30 октября, в общероссийский День политзаключенных. Да и назвать эти грустные собрания за городом митингами трудно: даже председатель Орловской областной комиссии по реабилитации и восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий вице-губернатор Орловской области Михаил Михайлов ни разу не принял участие в возложении цветов к мемориальному камню.
Сейчас в Орловской области живут чуть более полутора тысяч жертв политических репрессий - в основном дети, оставшиеся без попечения репрессированных родителей либо находившиеся с ними в ссылках и на спецпоселениях. Но к памятному знаку пришло менее тридцати человек, включая двух невысокого ранга сотрудников областной администрации. Старики говорили о наболевшем: об установленной законом Орловской области доплате к пенсии в 250 рублей (3000 рублей в год - это меньше месячной зарплаты самого низкооплачиваемого чиновника) для жертв репрессий, о том, что инвалидов, получающих федеральную надбавку, лишают даже этой мизерной доплаты. Они зачитывали письма к Владимиру Путину, Борису Грызлову, Сергею Миронову, собирали подписи под обращением к члену Общественной палаты Леониду Рошалю. Впрочем, особой уверенности хоть в каких-то реальных результатах у собравшихся не было. "Они просто ждут, когда мы все умрем, - и закроют вопрос", - сказала одна из женщин.
Да, Сталина давно нет, но бессмертная фраза: "Есть человек - есть проблема, нет человека - нет проблемы, не так ли, товарищ Берия?" - все еще актуальна.