Сегодня мы продолжаем разговор о новом Жилищном кодексе. Какие объективные и субъективные трудности ожидают собственников жилья в связи с реформированием системы, как с ними лучше справиться? На эти и другие вопросы отвечает начальник управления тарифной политики организаций коммунального комплекса администрации г. Орла Андрей ТИУНОВ.
Больше прав - больше обязанностей
- Андрей Сергеевич, по новому Жилищному кодексу собственники жилья должны выбрать способ управления до 1 января 2007 года. Времени осталось мало. Что будет с теми, кто не успел определиться?
- В принципе, ничего не изменится. Из-за того, что не выбран способ управления, в домах не выключат тепло, свет, воду, газ. И за жилье оплата будет производиться по-прежнему. Просто городская администрация в течение следующего года проведет открытый конкурс по выбору организации, которая будет управлять "неопределившимся" многоквартирным домом.
В течение 10 дней после проведения конкурса собственники квартир будут извещены о его результатах и условиях договора управления. Расторгнуть этот договор можно в любое время решением общего собрания собственников квартир, предупредив управляющую компанию за три месяца до расторжения.
- Новый Жилищный кодекс четко предписывает, что город должен оформить и бесплатно передать землю жильцам. Причем не только землю под их домами, но и ту, что вокруг них. Похоже на сыр в мышеловке, ведь потом новые владельцы начнут получать квиточки из налоговой инспекции на уплату земельного налога. Понятно, что у людей возникнут проблемы в связи с этим. А утешить их чем-нибудь можно?
- Тут есть несколько положительных моментов для жильцов. Например, если у дома имеется приличный участок, на котором кто-то захочет что-либо построить, то этот желающий должен будет купить землю у жильцов или взять ее в аренду. Если стоит чей-то гараж на этой земле, жильцы вправе потребовать у владельца или его убрать, или заключить с домовладением договор аренды. Они могут огородить свой участок, если двор тупиковый, и, к примеру, не пускать туда чужой транспорт.
Но проблем, конечно, будет много. Допустим, не получилось вовремя этот участок убрать. В этом случае, если не заключен договор с управляющей компанией, уполномоченный контролирующий орган вправе оштрафовать всех владельцев квартир. Или у одного дома двор большой, а у другого маленький. Убирать надо и тот и другой, но одни жильцы будут платить дворнику 10 рублей, а другие, скажем, 50.
Мы сейчас рассматриваем наиболее оптимальные варианты для жильцов. Например, передавать в собственность только землю под домами. Для этого надо разработать схемы взаимодействия с жильцами. Возможно, потребуется заключать договор между владельцами дома и муниципалитетом о передаче городу этой земли.
Система небезупречна, но проверена
- Существует ли рынок управляющих компаний в Орле?
- Еще весной администрация города Орла давала объявление с просьбой зарегистрировались в мэрии всем желающим вести бизнес в секторе ЖКХ, чтобы оказать им организационную и методическую помощь. Но желающих пока нет. Частные фирмы, образованные на базе новых домов, интереса к расширению своей деятельности не проявляют.
В администрации пока нет никакой информации о том, что какие-либо новые бизнес-структуры хотят войти в рынок обслуживания жилья. Интерес проявляет пока финансовый бизнес (банки) и только в отношении деятельности по обеспечению расчетно-кассового обслуживания.
Сейчас в городе сложилась система по обеспечению граждан жилищными услугами. Это прежде всего МУП ЖРЭП (заказчик). В нем находится рассчетно-кассовый центр (РКЦ), аварийно-диспетчерская служба, управление материально-технического обеспечения, служба локальных котельных. А также головной офис с небольшим количеством сотрудников, которые выполняют управленческие функции. Помимо ЖРЭП (заказчика) в сфере ЖКХ работают районные МУП ЖРЭУ с филиалами - ЖЭУ. Эта система функционирует, и ее никто не собирается ломать. Пусть она небезупречна, но проверена и надежна.
В принципе, частник может оказывать жилищные услуги и за меньшую плату. Это может быть достигнуто, например, за счет экономии на налогах. Он может отказаться от офиса, секретаря, еще кого-нибудь из персонала. Может также принять решение не содержать кровельщика круглый год, а нанять для ремонта крыши в мае-июне бригаду на две недели. Муниципальные компании оказывают услуги подороже. Но частников, желающих конкурировать с МУПами, к сожалению, пока в городе нет.
Особенность бизнеса в этой сфере состоит в том, что люди ежемесячно платят определенные суммы, а оказывают им услуги или нет, видно не сразу. Трудно отследить, обслуживаются ли задвижки на трубопроводах в подвалах, ремонтируются ли водопроводные или тепловые трубы. Поэтому не исключено, что непорядочная фирма может некоторое время собирать с жильцов деньги за свои "услуги", а потом исчезнуть. Мол, извините, договор управления закончился, ничего у нас не вышло, так что разойдемся. Мы с деньгами, а вы - с прогнившими трубами. И, вообще-то, еще не выработаны юридические механизмы ответственности таких управляющих компаний.
Однако в тех домах, где все квартиры приватизированы или доля муниципального жилья невелика, домовладельцы могут выбрать в качестве управляющей компании какую-либо новую частную фирму. Это их право. Но город за такие решения жильцов ответственности не несет.
Чья песочница - того и песок
- Будет ли муниципалитет осуществлять какой-нибудь контроль над частными управляющими компаниями?
- Один экземпляр договоров с управляющими компаниями будет находиться в городской администрации, их деятельность будет тщательно контролироваться. Управляющие компании должны ежемесячно отчитываться перед жильцами. Мы будем стараться, чтобы они отчитывались и перед городской администрацией. Чтобы был очень жесткий мониторинг работы этих управляющих компаний.
Если появятся добросовестные частные фирмы, город это будет только приветствовать. Препятствий к входу в этот рынок ни для кого не будет, за исключением явных мошенников. Но и за руку мы инвесторов тащить не будем. Ведь ЖКХ - это особенный сектор: если в двадцатиградусный мороз у людей отключится отопление - это угроза жизни. Поэтому городская власть ведет здесь четкую политику - не навредить. Для того чтобы появился бизнес, прежде всего отношения в секторе ЖКХ должны стать рыночными. Поэтому, не стремясь получить сиюминутные внешние изменения, городские власти поставили своей целью наполнить уже существующие структуры новым рыночным содержанием.
- Как же именно должны складываться эти отношения?
- Представьте ситуацию: приходит человек в магазин, видит цены, покупает понравившийся товар, но требует продать ему этот товар не за 300 рублей, а, например, за 200, обосновывая свое требование тем, что у него мало денег. Абсурд? А в сфере ЖКХ пока еще отношения между жильцами и коммунальщиками выглядят именно так. Так, на встречах с представителями власти жильцы требуют оказать им дополнительные услуги (заасфальтировать дорожки, сделать освещение дворов и т. д.) и тут же возмущаются, что очень много платят за обязательный набор услуг по обслуживанию дома.
Каждый житель многоквартирного дома должен осознать, что все работы по обслуживанию общего имущества дома, такие как осмотр подвалов, трубопроводов, задвижек, их ремонт при необходимости, а также ремонт крыш, подъездов, чердаков, заделка межпанельных швов, уборка дворовых территорий, завоз песка в песочницу - все будет делаться только за его деньги.
После вступления в силу нового Жилищного кодекса все общее имущество дома, включая стены, крыши, лифты, мусоропроводы, подвалы, трубы, скамейки и песочницы во дворах, землю под домом и во дворе и т. д., находится в собственности владельцев квартир. И всю ответственность за их содержание несут владельцы квартир. Это решение Государственной думы, и как бы ни возмущались некоторые граждане по этому поводу, так решило большинство населения России в лице своих депутатов. Поэтому к мнению большинства надо не просто прислушиваться - его надо исполнять, тем более что оно имеет силу закона. И хотят сейчас собственники квартир или не хотят, но содержать общее имущество им придется. Именно на них в соответствии с новым законодательством лежит бремя ответственности за содержание их собственности. На существенную бюджетную поддержку больше рассчитывать не придется.
Единственное, что предполагается делать за счет бюджета, это поддерживающий ремонт ветхого жилья путем установления адресных субсидий на каждый конкретный дом.