Примерное время чтения: 6 минут
105

Диагноз без права на жизнь

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38 19/09/2007

17 сентября. У здания суда Железнодорожного района - молодая семейная пара вместе со своим адвокатом. В январе этого года их 9-месячная дочь умерла в реанимации. Вероятно, в результате неверно поставленного диагноза. Спустя полгода после смерти дочери родители решили искать справедливости в суде.

Колпнянская диагностика

За все прошедшие месяцы боли и страданий, вплоть до первого судебного заседания, ни один из медработников Колпнянской райбольницы не пришел просто попросить прощения у мамы и папы умершей Яны. А в минувший понедельник ответчики не явились и на суд, сославшись на несвоевременное получение повестки. Заседание перенесли на 20 сентября. Как отмечает адвокат потерпевших Любовь САМОЙЛОВА, подобные дела в нашей области длятся по

2-3 года. Во многом этому способствует медицинская "корпоративность", из-за которой наказать виновных очень сложно, даже если доказанность вины очевидна.

...9-месячная Яночка Волжина умерла 11 января в Колпнянской ЦРБ от ущемления грыжи. Ей требовалась срочная операция. Однако врачи перепутали грыжу с менингитом и ребенок умер в страшных муках. По невероятной случайности ущемление грыжи у Яны произошло именно тогда, когда родители всего на день приехали с малышкой из Орла в поселок Колпны к бабушке.

К вечеру 10 января девочке стало плохо... "На "скорой" педиатра не было, только хирург и медсестра, - рассказывает Николай ВОЛЖИН, отец погибшей девочки. - Хирург дочь не осматривал, только спросил, не падала ли она и не подавилась ли. Мы ответили, что нет. Дочь все время стонала и лежала с закрытыми глазками, ее личико было бледным, но температуры не было. Вызвали педиатра, она пришла, посмотрела дочь и сказала, что ей не нравится форма ее головы, что на лбу видны вены и предположила, что у Яны высокое внутричерепное давление. Я хотел везти девочку в Орел, но педиатр сказала, что это безумие - по пути могут начаться судороги и так далее. Врач сказала, что утро все покажет, и жена с дочкой и тещей пошли в палату детского отделения".

Как рассказала мама Яны Олеся ВОЛЖИНА, осматривавший ребенка педиатр среди вероятных диагнозов ставила отит, гидроцефалию, судорожный синдром и т. д. Предположения же о болезнях органов грудной и брюшной полости вообще не было. Правильный диагноз был поставлен только при вскрытии умершего ребенка, произведенном 12 января, через сутки после смерти. Оказалось, что в организме девочки образовалось отверстие в диафрагме около 3 см, и в него стали проваливаться и смещаться легкие и другие внутренние органы, что вызвало кровоизлияния и болевой шок.

Яночка была единственным ребенком четы Волжиных. Мама - инвалид II группы, и она с большим трудом выносила и родила дочь. Теперь безутешные родители, потерявшие главное в своей жизни, вынуждены приходить в суд и ворошить болезненные воспоминания. Ради того, чтобы доказать, что в смерти их дочери виновато не стечение обстоятельств, а совершенно конкретные люди.

Как рассказала нам адвокат Любовь Самойлова, уже на начальной стадии суда колпнянский педиатр попросила прощения у родителей умершей Яны. Однако в целом райбольница в лице своего руководства признать свою вину пока отказывается.

А что же страховая медицина, обязанная защищать пострадавших от действий врачей? Оказывается, взыскать штраф с больницы невозможно, так как "случай оказания медицинской помощи Волжиной в реестр счетов МУЗ "Колпнянская ЦРБ" на 2007 г. не включен. В связи с чем филиалом МСК "Солидарность для жизни" (страховая компания. - Прим. ред.) не представляется возможным предъявление штрафных санкций к МУЗ "Колпнянская ЦРБ".

"Исходя из данного ответа, можно понять, что страховщики не возражают, что лечение было некачественным и ЦРБ заслуживает штрафных санкций. Однако кто-то просто "забыл" внести больницу в реестр счетов", - отмечает адвокат.

На просьбу помочь при оценке качества оказания медицинских услуг в Колпнянской больнице их маленькой дочурке из Орловского территориального фонда медстрахования Оксану и Николая отправили в то самое ЗАО МСК "Солидарность для жизни" - дескать, все проблемы решают они. Хотя по закону ФОМС должен оказывать помощь пострадавшему пациенту начиная от составления иска и заканчивая представлением интересов потерпевшего в суде. Страховщики из "Солидарности для жизни" ответили, что могут выдать акт оценки качества оказания медицинской помощи только после эксперта - заведующего хирургическим отделением детской областной больницы Владимира Круглого.

В своей экспертной оценке врач отмечает, что для постановки верного диагноза рентгенологическое обследование можно было провести еще при жизни девочки. Однако в итоге Круглый делает вывод: вероятность неблагоприятного исхода могла быть и при надлежащем лечении грыжи. Для родителей же так и осталось неясным, КАК должны были лечить их дочь, КАКИЕ методы были бы правильными...

В защите отказано?

Не удалось родителям Яны узнать в ТФОМСе и о фактических обязанностях фонда. Оказывается, документы, освещающие "прозрачную" деятельность организации, едва ли не секретны. По крайней мере, Олесе и Николаю их не выдали, ограничившись стандартной отпиской. Между тем соответствующие документы можно найти даже в интернете. Вот только доступ к сети есть далеко не у всех. Местные же чиновники, видимо, работают по собственным законам.

Кстати, небезызвестная в области личность Иван МОСЯКИН, председательствующий в правлении территориального ФОМСа, ни разу публично не отчитался за потраченные бюджетные средства. Ни до показательных московских арестов, ни после. "Защищать интересы умершей девочки орловская страховая медицина отказалась", - резюмирует Любовь Самойлова. Кстати, на заседание суда представители ФОМСа также не явились.

Самоустранился от ответственности и главврач Колпнянской ЦРБ Виктор Пикалов. Интересно, что протокол криминально-экспертной комиссии о разборе причин летального исхода в случае с Яной Волжиной был составлен лишь спустя два месяца после смерти ребенка. А днем раньше главврач обменял свою должность на депутатское кресло.

Вообще, как отмечает Любовь Васильевна, для нашей области такое развитие событий вполне типично. "Суду трудно принять правильное решение. С такими чиновниками и с такой прокуратурой. Последние выгораживают чиновников и врачей так рьяно, как будто имеют от этого дополнительный доход. Возбуждаемые уголовные дела на врачей в области не расследуются как положено даже по жалобам близких по фактам смертей больных и прекращаются по надуманным основаниям", - комментирует Любовь Самойлова. И советует в подобных случаях обращаться в гражданский суд. Ведь независимо от его решения там появляется возможность вскрыть истину происшедшего, а решение суда является основой для увольнения и переаттестации врачей-непрофессионалов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах