ФЕДЕРАЛЬНЫЙ суд Должанского района удовлетворил требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора "о прекращении хозяйствующим субъектом отрасли ЖКХ деятельности по эксплуатации несанкционированного места размещения твердых бытовых отходов (ТБО)...". Иначе говоря, свалку, расположенную в 150 м от жилых домов в поселке Долгое запретили.
Сейчас природоохранная прокуратура ведет работу по подготовке аналогичных обращений по фактам эксплуатации несанкционированных свалок в других районах. Проблема же вывоза ТБО давно стала одной из главных в области. Регулируется этот вопрос Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Но наличие правил почему-то не всегда значит следование им. По словам старшего помощника природоохранного межрайонного прокурора Марины ТАПЕХИНОЙ, на 1 января этого года на территории области значится 70 объектов захоронения отходов, из которых только 16 имеют нормативно-разрешительные документы. Из существующих 39 объектов размещения ТБО соответствуют экологическим требованиям только Ливенский и Орловский, на Мценском полигоне пока ведется работа по выполнению требований...
"Ни по одному из 39 эксплуатируемых на территории области объектов размещения бытовых отходов законодательные требования по проведению специальных гидрологических и геологических исследований в полном объеме не соблюдены. Одна из причин этого - эксплуатация свалок с 60-80-х годов. В ряде районов области решения о предоставлении земельных участков под организацию свалок и твердых бытовых отходов приняты с нарушением норм действующего законодательства", - рассказывает Марина Тапехина.
Экологи и сотрудники природоохранной прокуратуры постоянно стараются напомнить о том, что проблемы переработки и использования отходов имеют федеральный и региональный характер и необходимо проводить соответствующую политику. Однако анализ, к примеру, установленных за размещение отходов платежей показывает, что в ряде случаев они ниже удельных капитальных затрат на переработку отходов, а также на строительство полигонов для их захоронения. А значит, получается следующее: хозяйствующим субъектам экономически гораздо более выгодно платить за "негативное воздействие на окружающую среду", вместо того чтобы внимать закону.