Не было бы счастья, да несчастье помогло - именно по такому принципу последние годы складывается на Орловщине ситуация с туберкулезом. Если в начале 90-х количество зараженных этой страшной болезнью било все рекорды, заставляя говорить чуть ли не об эпидемии, то последние пять лет уровень заболеваемости остается стабильным. Заслуга врачей и современной науки? Результаты прокурорских проверок заставляют в этом усомниться.
Туберкулез косит наши ряды
Переломный момент в борьбе с социальной чумой 20-го века для орловской медицины наступил несколько лет назад. По словам зам. главврача по организационно-методической работе Орловского противотуберкулезного диспансера Елены КИРЬЯНОВОЙ, снижение роста заболеваемости и сегодняшнюю постепенную стабилизацию медики связывают с внедрением программы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе с туберкулезом, которая реализуется в области с 1999 г.
Особенностью этой программы является контролируемая химиотерапия под непосредственным наблюдением. Проще говоря - индивидуальный подход. Например, в плане лекарственного обеспечения больных это проявляется следующим образом. Туберкулезные больные не получают лекарства на руки - только от медработника, который одновременно контролирует своевременность приема препарата. В целом же программа включает пять последовательных этапов, направленных на комплексный подход к проблеме.
Кажется, ученые предусмотрели все нюансы, однако пресловутый человеческий фактор порой сводит на нет достижения лучших умов планеты.
Так, порой больные сами отказываются от квалифицированной помощи. Отчасти это обусловлено тем, что основная масса зараженных туберкулезом - так называемые социально неблагополучные элементы: бомжи, алкоголики, бывшие заключенные. Но и благополучные граждане, полечившись пару недель и почувствовав облегчение, прекращают пить таблетки. В итоге зарабатывают лекарственную устойчивость и могут заразить окружающих туберкулезом, "не боящимся" тех или иных лекарств.
Что касается медиков, их действия, а порой и преступное бездействие, также пагубно сказываются на здоровье и жизни орловцев.
Нас спасает только чудо?
Пресс-служба прокуратуры Орловской области опубликовала результаты проверок соблюдения законодательства о предупреждении распространения туберкулеза. Честно говоря, от этих данных - мороз по коже. Несмотря на то, что в этом году зарегистрировано снижение количества выявленных больных туберкулезом, складывается ощущение, будто в этом заслуга отнюдь не медиков и хваленой программы ВОЗ. Наоборот, кажется, от эпидемии нас спасает только чудо.
Так, в 2008 году проверками установлены многочисленные нарушения требований действующего законодательства о предупреждении распространения туберкулеза, допускаемые лечебными и противотуберкулезными учреждениями. В Орловской области выявлены факты недостаточного охвата населения профилактическими осмотрами, нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм, несоблюдения правил сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений. В частности, в нескольких районах области большинство населения вот уже два года не проходит профилактические осмотры. И все бы ничего, но и в самом главном лечебном учреждении - областном тубдиспансере - дела обстоят, мягко говоря, не на отлично.
По данным Советской прокуратуры, в областном противотуберкулезном диспансере "в неисправном состоянии находилась приточно-вытяжная вентиляционная система, само лечебное учреждение недостаточно оборудовано устройствами обеззараживания воздуха рециркулярного типа, площадь на койко-место почти в два раза ниже нормативной. В нарушение СанПин помещения диспансера, требующие особых микроклиматических условий, - послеоперационные палаты, реанимационные, перевязочные, процедурные кабинеты и другие - не были оборудованы кондиционерами. Комплектация мягким инвентарем гораздо ниже нормативной. В помещениях хранения использованного белья не были установлены бактерицидные облучатели". По итогам проверки прокурором района главному врачу диспансера внесено представление, которое рассмотрено с принятием мер по устранению нарушений.