Самый распространенный наркотик в Орловской области (да и в других областях Центрального и Южного федеральных округов) - ацетилированный опий. На нем сидят большинство инъекционных наркоманов. Такой популярностью он обязан тому, что пищевой мак с примесью соломы, из которого варят опий, зачастую продается вполне свободно.
Опий для народа
О ТОМ, почему продукт для изготовления наркотика стало возможно купить на рынке, рассказал начальник отдела контроля легального оборота наркотиков УФСКН по Орловской области Валерий КНЯЗЕВ.
Мак, в отличие от маковой соломы, не входит в официальный список наркотических средств, запрещенных в России. Поэтому ограничить продажу пищевого мака в целом невозможно. Другое дело - засоренный мак, который, по сути, не что иное, как маскировка для маковой соломы. Соответственно и используется он для изготовления наркотика. Впервые с таким применением якобы пищевого мака мы столкнулись в конце 2004 года. Тогда было определенное затишье: героин почти исчез, и многие наркоманы из-за невозможности достать наркотик перестали колоться. А потом в интернете появился рецепт ацетилированного опия, и одновременно с ним стал поступать в продажу засоренный мак, из которого и готовят опий. Наркоманам сделали предложение, от которого они не смогли отказаться.
В дальнейшем ацетилированный опий стал встречаться оперативникам наркоконтроля все чаще. Тут и стало очевидно, что закон в части, касающейся кондитерского мака, имеет большую брешь, которой и пользуются наркоторговцы. До начала 2008 года в ГОСТе о пищевом маке не оговаривалось количество примесей в продукте. Только в прошлом году вступил в силу новый ГОСТ, в котором говорится о том, что мак должен быть абсолютно чистым. Но нормативный акт, регулирующий содержание в маке наркотических веществ, не принят до сих пор.
Засоренный мак всегда "прикрыт" сертификатом качества, который торговцы сухофруктами в случае облавы всегда могут предъявить оперативникам как доказательство отсутствия злого умысла. А без доказательства злонамеренности привлечь к ответственности такого бизнесмена непросто.
"Сорный мак мы изымаем с торговых точек, - говорит Валерий Князев, - Если обнаруживается недопустимая примесь соломы, уничтожаем. Только в прошлом году было изъято более 600 килограммов такого мака. Но ситуация требует новых решений. Мы изучили опыт других областей: проблема существует по всей стране. Тем не менее прецеденты, когда предприниматели получили реальные сроки за распространение сорного мака, уже есть, и мы непременно воспользуемся этим". Кроме того, Управление ФСКН вышло с предложением в областную антинаркотическую комиссию решить проблему распространения засоренного мака инструментами регионального законодательства.
Доверять, но проверять
ИНИЦИАТИВУ наркоконтроля поддержали Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и Орловской областной наркологический диспансер.
"Ацетилированный опий, который готовится из сорного мака, очень токсичен. Кислоты и ацетон, используемые для получения наркотика, наносят огромный ущерб здоровью, - комментирует ситуацию заместитель главного врача наркологического диспансера Ольга Прыткова. - Вены у наркомана, потребляющего ацетилированный опий, воспаляются и "уходят" после первых же инъекций. Через год употребления этого наркотика молодой человек становится пожизненным инвалидом".
На данный момент антинаркотическая комиссия решила разработать проект специального нормативно-правового акта. Идея проста: при ввозе кондитерского мака в область проводить дополнительную экспертизу.
Надо отметить, что попытки разобраться с засоренным маком, используя возможности регионального законодательства, уже предпринимались. В Северной Осетии, Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии действовали постановления о временном запрете ввоза и реализации на территории республик кондитерского мака. Однако из-за конфликта с действующим законодательством постановления работали недолго. Хотя такие меры давали результаты, и неплохие. Не удалось на законодательном уровне решить этот вопрос и в Белгородской области.
Очевидно, по этой причине начальник правового Управления администрации Орловской области Игорь Гапешин не спешит делать поспешных прогнозов: "Ограничение оборота пищевого мака вступает в противоречие с гражданским законодательством. Однако можно попытаться рассмотреть вопрос контроля качества этого товара. Сейчас создается межведомственная рабочая группа для всестороннего изучения проблемы и поиска путей ее решения".
Тем не менее у Орловской области есть шанс создать прецедент, который не только позволит переломить ситуацию с распространением засоренного мака здесь, но и даст возможность воспользоваться опытом и другим регионам России. Потому что сегодня проблема изготовления наркотиков из якобы пищевого мака актуальна для всей страны.