С 1 февраля вступают в силу изменения в законе об исполнительном производстве. Причем отразится это не только на деятельности судебных приставов, но и на нас с вами. Если, к примеру, мы с вами окажемся должны кому-то крупную сумму денег и не пожелаем ее отдавать...
Первое нововведение касается тех должников, которые имеют желание выехать за границу. Уже в прошедшем году их туда выпускать перестали. С 1 же февраля 2008 года процесс выявления кандидатов в "невыездные" будет существенно упрощен. "Теперь УФМС, прежде чем выдать паспорт, будет делать запрос в службу судебных приставов, - рассказывает заместитель руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области Юрий ЛУКАНИН. - Если у человека имеется задолженность перед Российской Федерацией, то ему просто-напросто откажут в выдаче загранпаспорта".
Еще одно изменение в законе касается полномочий самих судебных приставов. "С 1 февраля полномочия судебных приставов расширяются, - говорит Юрий Степанович. - Госдума приняла изменения в Уголовном кодексе, и теперь судебный пристав имеет право возбуждать и расследовать уголовное дело в отношении лиц, злостно уклоняющихся от уплаты алиментов".
Итак, новый закон вступает в силу буквально на днях. Хорош он или плох, покажет практика. Своим мнением о законе с корреспондентом "АиФ-Тамбов" поделился заместитель руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области Юрий ЛУКАНИН.
"Невыездная" мера вовсе не нова
- Отказ должникам в выезде за границу применялся еще в прошлом году. На ваш взгляд, эта мера оказывает должное воздействие на провинившихся?
- Собственно говоря, мера эта далеко не новая. О том, что должники не имеют права выезжать за пределы своей страны, говорится еще в законе 1997 года. Однако до сих пор судебные приставы этой мерой воздействия не пользовались. А вот сегодня она, наоборот, оказалась весьма действенной и своевременной. Особенно хорошо она воздействует на разного рода предпринимателей и, разумеется, на тех, кто не мыслит жизни без культурного отдыха за кордоном. Воздействует даже тогда, когда другие меры результатов не дают. В прошлом году "невыездных" должников оказалось 5. Когда выяснилось, что выехать за границу им невозможно, кое-кто сразу же решил вернуть долги. Вот, к примеру, одна супружеская пара не возвращала кредит в банк в размере 6 миллионов рублей. А как оказалось, что им из России не выехать - отдали деньги тут же... Правда, на мой взгляд, эту меру тоже надо применять очень осторожно. Ведь у некоторых этот выезд за границу, в котором им отказывают, может оказаться последним шансом встретиться с родственниками или получить необходимое лечение. В таких случаях отказывать в загранпаспорте просто негуманно...
- Каковы причины, заставившие отдельно "прижать" злостных алиментщиков?
- Задолженность по алиментам - одна из самых распространенных у нас в области. Я считаю, что подобное внимание к ним не напрасно. Тех, кто уклоняется от уплаты алиментов злостным образом, можно и нужно преследовать в уголовном порядке. Судите сами - они бросают своих собственных детей. А одинокой женщине, да еще с ребенком, да еще, не дай бог, в деревне, прокормиться попросту нечем. Сегодня у нас в области злостных алиментщиков 13,5 тысячи. Но, с февраля, когда служба судебных приставов получит новые полномочия, их число, думаю, будет возрастать.
Судебный пристав должен иметь железные нервы
- Кроме указанных выше изменений, больше никаких существенных перемен по законодательной части не предвидится?
- Существенных - нет. Основной механизм работы судебных приставов остается прежним. Иванов должен Петрову тысячу рублей. Отдать эту сумму в добровольном порядке он не желает. Суд выносит решение взыскать с Иванова эту сумму. Судебный пристав дает ему 5 дней. По истечении этого срока пристав начинает выяснять, какие у должника имеются средства, имущество, доходы. Если денег нет, приходится арестовывать имущество, налагать всевозможные штрафы и привлекать к уголовной ответственности. Правда, это звучит красиво только на словах, а на самом деле проблем возникает много. Чтобы быть судебным приставом, надо иметь железные нервы. Не каждый человек будет сидеть и спокойно наблюдать, как из его дома выносят телевизор, компьютер... К тому же обидно бывает и то, что хорошую вещь - тот же телевизор - приставам иногда приходится продавать за копейки. Труднее же всего приходится при выселении. Приходим мы к человеку, которого в судебном порядке решено выселить из жилья. Человек, естественно, отказывается уходить. Говорит, что идти ему некуда. Приходится назначать время и выселять его уже силой. А для этого приходится брать с собой и работников милиции, и транспорт с грузчиками, и даже отдел физической защиты в бронежилетах. Ведь люди могут и кислотой облить, и с топором бросится. Они считают, что таким образом защищают себя и свое жилище. Сотрудников МЧС с болгаркой тоже иногда приходится приглашать, чтобы вскрывать металлические двери. Был у нас случай: молодая женщина с ребенком самовольно заняла квартиру. Ей было жить негде, я понимаю, но ведь у квартиры законный хозяин есть. Мы вошли, а она убежала на кухню, с себя одежду сорвала, осталась в одной сорочке, ребенка тоже раздела и кричит: "Ну, берите нас, выбрасывайте, фашисты!" И это при том, что работает в нашей службе одна молодежь, женщины. Каково им это все видеть?..
- Часто ли вам приходится cталкиваться с такими трудными ситуациями?
- Нет, выселений за год бывает только 5-6. А в основном нам приходится заниматься восстановлением на работу, выплатой алиментов и зарплаты. Хотя вообще работы сейчас очень много. В год у судебного пристава согласно плану должно быть 240 исполнительных производств. А к нам за год поступило 270 тысяч исполнительных документов, так что на одного работника пришлось из них в среднем 1338. Мы, конечно, стараемся принимать новых сотрудников, но нагрузка все рано возрастает быстрее...