"Так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети..." Кто не лил слёзы в далёком детстве, слушая незамысловатую песенку? Кто не давал себе слово, что именно он или она уж точно ни при каких обстоятельствах не бросит свою родную кровинушку? Однако взрослая жизнь вносит коррективы в детские "слова чести". Только в одном Тамбове за 2010 год было составлено более 90 протоколов об уклонении 74 школьников от посещения занятий. В 2011 количество протоколов несколько уменьшилось - 72, не ходили в школу 50 несовершеннолетних.
И в хороших семьях бывает так...
В Конституции Российской Федерации чёрным по белому написано об обязательном неполном среднем образовании. В Кодексе об административных правонарушениях также есть статья 5.35 "Родители/законные представители несут ответственность за обучение своего ребёнка", что на языке обиходном значит: папы и мамы должны чётко следить за тем, чтобы чадо полноценно проучилось с первого по девятый классы. Тем не менее, далеко не всегда папы и мамы следят за тем, как сын или дочь выполняют домашнее задание. Или вовсе закрывают глаза на пропуски уроков.
Вот пример. Хорошая интеллигентная семья, хорошая генетика, мама работала врачом, - рассказывает Надежда КВАСНИКОВА, главный специалист отдела по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав контрольного комитета администрации Тамбова. - Казалось бы, уж в такой семье точно проблем с обучением не будет. И действительно, ребёнка родители отдали в одну из лучших школ областного центра. Всё было хорошо до поры до времени. Потом мальчик стал "менять" общеобразовательные учреждения. В конце - концов, к нам поступило заявление от администрации последнего учебного заведения, что школьник не аттестован по итогам нескольких четвертей.
Он стал практически подростком-Маугли
Мама у прогульщика врач - профессионал с отличными характеристиками. Родительница всегда прикрывала сына: как не пожалеть родную кровинушку! Устал учиться - у любящей мамы всегда были наготове спасительные справки. Хотя, по мнению представителей комиссии по делам несовершеннолетних, медицинские документы служили своего рода ширмой для ленивого чада. У законной представительницы подростка появились проблемы с наркотиками и алкоголем. Возможно, умом мама прекрасно понимала, что мальчику необходимо образование, но вот самостоятельно решить целый вал проблем была не способна. Именно поэтому и добывала регулярно справки о различных заболеваниях у сына. Со временем ребёнок практически совсем перестал приходить в школу. 14-летний подросток постепенно превратился в настоящего Маугли. Школьник от взрослых прятался в комнате, напоминающей кладовку, за кучей вещей, различного хлама. Защитникам прав детей пришлось приложить немало усилий для того, чтобы убедить юного тамбовчанина покинуть своё убежище. Причём, по словам мальчика, туда он "нырял" каждый раз, когда слышал звонок в дверь. Сложно представить, что в самом центре столицы 68-го региона дипломированный медик превратил свою жизнь и жизнь своего ребёнка практически в ад.
Ситуацию выправили...
- Самое главное, - уверена Надежда Квасникова, - представителям отдела по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав удалось достичь положительных результатов. После нашего визита мама приняла единственно верное решение - закодировалась, прошла необходимый курс лечения. Администрация школы пошла навстречу исправляющейся женщине, подростка перевели на домашнее обучение, мальчик регулярно приходил и сдавал контрольные работы и экзамены по изученному материалу. В этом учебном году школьник занимается с ребятами на год моложе себя, причём показывает достойные результаты.
Мы стараемся, но...
В некоторых случаях дети пропускают занятия не от хорошей жизни. Кому-то родители не приобрели канцелярские принадлежности, школьную или спортивную форму. Случается и так, что в семьях просто-напросто нет средств на покупку необходимых ученику вещей. Представители комиссии по делам несовершеннолетних ещё до начала учебного года проводят рейдовые мероприятия по малообеспеченным семьям, состоящим на учёте. Защитникам прав детей приходится разъяснять родителям прописные истины, рассказывать о том, что в школах работают группы продлённого дня, что детям из семей с доходом ниже прожиточного уровня положено бесплатное горячее питание, помогают собрать все необходимые документы.
- Мы посещаем семьи совместно с представителями различных комитетов: социальной защиты, образования, также активное участие принимают сотрудники отделов по делам несовершеннолетних УМВД по Тамбовской области, - говорит Надежда Квасникова. - Всё это необходимо для того, чтобы люди могли получить грамотную, профессиональную консультацию по всем интересующим вопросам. Мы стараемся сделать всё, что от нас зависит, только бы ребёнок посещал школьные занятия, хорошо учился, в семье царило спокойствие.
"Едучи в поезде с меня слетела шляпа"?
Как известно, не только родители отвечают за образование сына или дочери, педагоги школ также несут ответственность за то, чтобы дети получали свою порцию "гранита наук". Однако далеко не все учителя стремятся к полному исполнению своих профессиональных обязанностей. Некоторые несущие "светлое, доброе, вечное" с лёгкостью расписываются в нежелании, или же неумении давать знания подросткам по своему предмету. Вот выдержка из докладной учителя естественных наук одной из городских школ:
"Ученик, будучи неготовым к уроку, кроме сотового телефона в руках, на столе ничего не было. Поэтому на замечание "убрать телефон" позволил себе грубость в мой адрес. Стоя у доски, продолжал играть в сотовый телефон, как "клоун" повторял мои слова, движения, жесты, чем вызвал смех и шум в классе... По природе он умный и способный ученик, и открытое хамство, неуважение к учителю - следствие безнаказанности и безделия на уроках".
Под этими словами взрослый человек с высшим образованием совершенно спокойно поставил подпись и отдал пробы своего пера директору школы. Следует ли удивляться тому, что объяснительные сразу двух учеников из этого класса по грамотности мало чем отличаются от творчества педагога:
"Я стоял на улице и курил и не пошёл на урок потом хотел уйти домой и переодеца и всё" - подросток решил себя не утруждать расстановкой знаков препинания, соблюдения правил орфографии. Второй школьник был ещё более краток: "Я не пошёл на урок по причине испугался директора".