Среди эвакуированных из Ливана россиян были и белгородцы.
Вторая родина
Тренер по танцевальному спорту Полина Островерх впервые поехала в Ливан пять лет назад - с подачи украинских коллег. Срок их контракта на ливанской земле подошёл к концу, и они предложили белгородке попробовать свои силы в обучении танцам жителей этого небольшого арабского государства.
Полина раздумывала недолго - решила ехать. И ни разу о принятом решении не пожалела. За первый год, проведённый в Ливане, она успела по-настоящему полюбить эту страну - с её гостеприимными и дружелюбными людьми, контрастной природой (за один день можно позагорать на пляже и покататься на лыжах), множеством различных конфессий, умудряющихся мирно сосуществовать друг с другом, вкусной и разнообразной кухней, обилием туристов.
Работа в Бейруте - приморской столице страны - была в радость: Островерх легко нашла общий язык как со взрослыми, так и детьми. Тренер из Белгорода проводила семинары для ливанских коллег, выполняла миссии Международной федерации танцевального спорта, давая семинары в Турции, Африке и даже на Сейшелах. Бейрут стал для Полины по-настоящему вторым домом.
- У меня две родины - Россия и Ливан, - говорит она.
Впрочем, жизнь в маленьком государстве (Ливан по сравнению с Белгородской областью занимает в два с половиной раза меньшую территорию) была отнюдь не безоблачной. Несмотря на экономический рост и вывод израильских войск в 2000 году, определенная напряженность в стране ощущалась всё время.
На юге Ливана, граничащем с Израилем, у Полины осталось немало друзей-мусульман. Однажды они вместе выехали на природу и встретили представителей шиитской организации Хезболла. Полина была удивлена вежливостью и учтивостью "фундаменталистов", которые попросили предъявить документы на оставленный неподалёку автомобиль, пояснив, что охраняют юг страны от проникновения шпионов из Израиля.
"Я сохраняла спокойствие"
Второй раз Полина приехала работать в Ливан три года назад. С тех пор она лишь ненадолго приезжала в родной Белгород, чтобы повидать родственников, забирала на летние каникулы дочь. Настя даже училась в течение года в евангелистской школе в Бейруте и пришла к выводу, что российское образование всё-таки лучше. Вот и в этом году, закончив восьмой класс, Настя приехала к маме.
Когда Израиль начал наносить удары по Ливану, Полина решила, что это обычная провокация, которая продлится день или два. Но вскоре поняла, что ситуация складывается опасная.
- Не беспокойся, это далеко бомбят, - говорили её друзья-бейрутцы во время взрывов. Для них "далеко" - это примерно в десяти минутах езды.
Впрочем, Полина страху не поддалась.
- Я человек достаточно уравновешенный, - объясняет она. - Паниковать в присутствии дочери просто не имею права. Она видела, что я спокойна, и тоже успокоилась. Я звонила в Белгород родителям, успокаивала папу-сердечника: "Всё будет в порядке, у нас всё хорошо. В конце концов, и в ванне утонуть можно..."
Усугубляющаяся ситуация побудила Полину позвонить в российское консульство и оставить свои координаты. Там ей предложили попробовать самостоятельно выехать из страны: "У нас нет возможности вывезти всех желающих". Но покинуть страну, где разбомбили аэропорт и дороги, было почти невозможно. Утром 18 июля около посольства собрались более четырехсот россиян. Представители консульства заранее предупредили, чтобы люди взяли с собой минимум вещей. У Полины и Насти были при себе лишь дамская сумочка и документы.
Несколько часов спустя автобусы с россиянами пересекли ливано-сирийскую границу. Переночевав в гостинице сирийского городка Латакии, Настя и Полина были доставлены в аэропорт Дамаска, откуда затем вылетели в Москву. В самолёт, рассчитанный на 165 мест, погрузили около 200 человек, поставив дополнительные скамейки. В аэропорту "Домодедово" Настю ждал отец, работающий сейчас в Москве. Утром в пятницу фирменный поезд Москва-Белгород доставил белгородок на малую родину.
Губернатор поможет?
Несмотря на выпавшие испытания, Полина и сейчас исполнена решимости дождаться стабилизации обстановки в Ливане и вернуться туда, чтобы продолжать обучать арабских ребятишек спортивным бальным танцам.
- Я не могу сейчас спокойно отдыхать, загорать и пить чай, зная, что в Ливане мои друзья находятся в опасности, - говорит Полина Островерх. - Из новостей я узнала, что Россия объявила о готовности оказать Ливану гуманитарную помощь. Поэтому я хочу сходить на приём к губернатору Евгению Савченко - думаю, он согласится помочь стране, оказавшейся на грани гуманитарной катастрофы...
P.S. Как сообщают информационные агентства, из Ливана эвакуированы ещё двое белгородцев - Сергей и Лариса Юмины.