В последние несколько лет киноиндустрия набрала нешуточные обороты. Десятки кассовых фильмов ежегодно пополняют океан мирового кино. Модернизированные кинотеатры вновь собирают аншлаги. А рынок аудиовизуальной продукции буквально "завален" миллионами DVD-дисков (поскольку кассеты уже уходят в прошлое) разнообразного видео. Причем разнообразного как по жанрам, так и по... качеству.
Проблема контрафактной аудиовизуальной продукции особенно масштабно захлестнула Россию. Если в большинстве западных стран средний показатель оборота незаконно производимой аудио- и видеопродукции составляет 18%, а в странах Восточной Европы - 33%, то в нашей стране эта цифра достигает 70-80%. Несмотря на то, что нелегальный бизнес в аудиовизуальной сфере карается по статьям Административного и Уголовного кодексов как нарушение авторских и смежных прав
С точки зрения правообладателя аудиовизуальной продукции, такие цифры просто катастрофические. По различным данным, ежегодно российская аудиовизуальная индустрия от нарушений только авторского права и смежных прав несет убытки свыше миллиарда долларов США. Но не только авторы и лицензированные производители страдают от большого теневого оборота в этом секторе. Сами потребители становятся жертвами изготовителей и реализаторов фальсифицированной продукции: вместо приятного просмотра фильма они, покупая DVD, сталкиваются с низким качеством изображения и звука, сомнительным переводом, не имеющим отношения к фильмам посторонними звуками, а иногда даже и сами фильмы обрываются задолго до их окончания.
Сложившийся же стереотип, будто пиратские диски дешевле, чем лицензионные, на самом деле ложный. Только диски первой партии, выпущенные лицензиатами, могут стоить 250 рублей и более за экземпляр. Следующие партии (так называемые диски "для всех"), стоят уже столько же, сколько и пиратские: рекомендованная цена для их розничной продажи 80-90 рублей. Проблема лишь в том, как отличить подлинник от подделки.
У лицензионных дисков есть несколько главных отличительных признаков: во-первых, необходимо обращать внимание на качество полиграфии упаковки, во-вторых, на внутреннем кольце рабочей поверхности диска должны быть наименование лицензиата и номер лицензии, заметные визуально и ощущаемые тактильно из-за своей рельефности, а в-третьих, согласно закону об авторском и смежных правах, на диске не должно быть записано более одного фильма. И ни одно из этих условий не может исключаться.
Именно по таким критериям сотрудники отдела по борьбе с компьютерными преступлениями (называемого ещё "отделом К") УВД Белгородской области в очередной раз выявляли контрафактную продукцию на точке оптовой торговли дисками. 3017 подобных экземпляров DVD изъяли в областном центре по адресу ул. Николая Чумичева, 122. Здесь, на окраине города, розничной торговли почти не было, зато клиентов-оптовиков достаточно, чтобы теневой бизнес процветал. Оптом (от 10 дисков и более) DVD здесь стоили по 45 рублей за диск, а аудио CD - по 35 рублей. По какой цене владелец точки сам закупал товар, не ответил.
На эту оптовую базу оперативники УВД вышли после признания владельца одной из точек розничной продажи дисков, которой на этой базе и приобретал товар. На "оптушке" сотрудники УВД изъяли обнаруженные DVD и системный блок ПК. По факту контрафакта материалы направлены в прокуратуру г. Белгорода, где будет возбуждено уголовное дело. По решению суда изъятые диски должны быть уничтожены, а на владельца точки наложат штраф в размере до 500 тысяч рублей.
Почему в последнее время проблема борьбы с незаконным оборотом объектов интеллектуальной собственности вышла на государственный уровень? Причина не только в огромном материальном ущербе, который наносит правообладателям и государству обилие контрафактной продукции на потребительском рынке. Усиление государственных мер по защите от контрафакта происходит и в связи с возможным присоединением России к ВТО: широкомасштабное пиратство наносит значительный ущерб репутации нашей страны как торгового и делового партнера.