Пассажиры, попавшие в обычную электричку, следующую из Белгорода в Харьков и обратно, будут удивлены: все вагоны и места в них заняты "мешочниками" - гражданами, которые везут через границу самые разные товары народного потребления. 17 лет, сколько существует граница между Украиной и Россией, столько работает этот контрабандный бизнес.
Пограничные и таможенные органы ведут планомерную работу по выявлению и пресечению этой незаконной деятельности. Только за первое полугодие 2010 года было 30 случаев задержания товаров и грузов в электричках при наличии владельцев, 9 случаев, когда груз есть, а владелец не установлен, 6 случаев, когда лица вышли до начала пограничного контроля, минуя станцию - с использованием дверных распорок, срыванием стоп-крана. Это те, которых задержали сотрудники пограничной и таможенной служб.
Железнодорожный транспорт на пути следования от границы до пункта пропуска делает остановки, где не осуществляется пограничный и таможенный контроль. Местонахождение пунктов пропуска определено Соглашением между Украиной и Россией. В Наумовке пограничный и таможенный контроль проходят электропоезда, на станции "Белгород" - пассажирские поезда. Когда поезд делает остановку в том месте, где отсутствуют контрольные органы - например, на станции Красный Хутор - пользуясь этим, граждане, которые везут свой товар контрабандой, без таможенного оформления, чтобы не платить пошлины, сгружают там свой товар, порой выбрасывают свои тюки в окна, срывают стоп-краны.
По законодательству, норма ручной клади 50 кг груза на человека. Многие из тех, кто занимается провозом товаров, просто нанимают малообеспеченных граждан, чтобы распределить между ними груз. И сама экономическая ситуация наших областей толкает людей на такие действия: если бы цена на товары была хотя бы приблизительно одинаковой, выгоды бы не было. Выходом, по мнению пограничников, может стать просто отмена старых электричек и использование вместо них обычных поездов, с проводниками и без автоматических дверей.