Примерное время чтения: 6 минут
58

Компенсация - от государства

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11 16/03/2011

История новооскольца Михаила АЛЬЯНЫХ, обратившегося в редакцию "АиФ-Белгород", вполне могла бы стать сценарием для детективной киноленты. В попытках восстановить справедливость, он был заочно осуждён и отправлен в закрытую психиатрическую лечебницу. А выйдя на свободу, обратился в суд, и в компенсацию морального вреда отсудил у государства 700 тысяч рублей.

Неудачная сделка

В "лихие девяностые" Михаил Васильевич открыл собственное дело - торговал сахаром и занимался перевозками на КамАЗе. Когда самосвал отслужил своё, хозяин принял решение разобрать его на запчасти и по бартеру обменять на 1600 листов шифера. Но завершить, казалось бы, простейшую сделку не успел. Михаила Альяных арестовали по подозрению в мошенничестве и вымогательстве, изъяв при задержании все документы, но не составив протокола. Вскоре все подозрения были сняты, бизнесмен отпущен на свободу. Вот только шифер по его накладной уже ушёл в чужие неведомые руки. Лишь спустя время Михаил Васильевич узнал от своего знакомого о том, что стройматериал, по закону принадлежащий ему, был обходным путём получен иным лицом и направлен на строительство следственного изолятора.

Решив обратиться к правосудию, новооскольский предприниматель подал в суд иск на сумму 350 000 рублей, надеясь получить компенсацию от фирмы, обязанной выдать ему потерянный шифер, учтя штрафы и неустойки. Но выяснилось, что предприятие уж давно обанкротилось: ни материала, ни денег, по словам директора, нет и не предвидится. Нервы у обманутого бизнесмена оказались крепкие, а вот сердце - не очень. Получив в дополнение ко всем проблемам инфаркт, Михаил Васильевич стал инвалидом II группы, но это не заставило его сойти с дистанции. Он продолжил биться за свои права, а заодно и против коррумпированной судебной системы, придавая факты нарушения человеческих прав огласке в СМИ и обращаясь к различным надзорным инстанциям.

В 2002 году Михаил Альяных создал фонд "Антимент". Начал с малого - заказал футболки с соответствующей надписью. В своём городе Михаил Васильевич быстро получил известность. На его домашний адрес стали по почте приходить документы, свидетельствующие о нарушении закона теми, кто должен его охранять.

Заочный суд

"Антиментчик" так увлёкся своей обличительной деятельностью, что в 2005 году судьи подали на него заявление в прокуратуру о возбуждении уголовного дела по статье 319 УК РФ по факту клеветы на должностное лицо и распространение сведений, порочащих честь и достоинство. Следствие велось долго, несколько раз продлялось. В итоге борцу за справедливость, по решению суда, устроили проверку на вменяемость в Белгородском областном психоневрологическом диспансере. Там специалисты быстро разобрались в сути проблем, о которых попытался им поведать Михаил Васильевич, и поставили диагноз: "органическое поражение ЦНС сосудистого генезиса с психопатизацией личности и декомпенсацией в виде кверулянтской формы паранойи". Проще говоря, ему приписали чрезмерную патологическую страсть к доносам, жалобам в суд, прокуратуру и высшие инстанции.

На протяжении экспертизы врачи неоднократно указывали, что подэкспертный вёл себя спокойно, в диалог вступал активно, задания тестов выполнял грамотно и чётко - словом, адекватный человек. К тому же добропорядочный гражданин, любящий отец, в конфликтах с окружающими ранее замечен не был, спиртное не употреблял. И при всём при том вердикт экспертов оказался ошеломительным: "Указанные расстройства сопровождаются неадекватным восприятием, отсутствием критики к своему поведению, обуславливают его высокую опасность для себя и окружающих".

Таким образом, в суде, состоявшемся 14 сентября 2006 года "опасный для общества" Михаил Альяных был признан "не имеющим возможности в полной мере осуществлять своё право на защиту", а близкие родственники обвиняемого якобы отказались представлять его интересы. Кстати, сами родственники об этом даже не догадывались и бумаг никаких не подписывали. Законным представителем "антиментчика" в суде была назначена Людмила Балабаева, юрист администрации Новооскольского района, против которой он так активно боролся.

Суд состоялся заочно. Более того, "законный" представитель не соблаговолила даже увидеться с тем, кого представляла, объяснив это боязнью агрессии со стороны обвиняемого. А поскольку все документы проходили исключительно через её руки, к самому Альяных они не попадали ни в каком виде. Фиктивная бумага, предъявленная в суде, где было сказано, что "обвиняемый Альяных М.В. отказался ознакомиться с материалами уголовного дела", не вызвала у судьи никаких вопросов.

Тюремная больница

Лишь в октябре 2006 года, заподозрив неладное, Михаил Альяных сам обратился в прокуратуру с вопросом о том, как и когда его собираются судить. Ответа долго ждать не пришлось. Вскоре на пороге его квартиры, буквально выломав дверь, появись санитары и насильно увезли в психиатрический стационар специализированного типа, т.е. практически в тюрьму строгого режима - те же решётки, те же условия. В этом жутком месте ни в чём не повинный, кроме, пожалуй, неразделённой любви к правде, человек провёл целый год. В тех застенках Михаил Альяных подвергся непосильным испытаниям: унижения, подавленность, безысходность, физические издевательства со стороны персонала. Итог - второй инфаркт. По прошению врачей, его перевели в психиатрическую больницу с общим режимом, а затем и вовсе выпустили на волю под наблюдение участкового психиатра. Сейчас Михаил Васильевич полностью реабилитирован.

- Говорить правду в анклаве "Белгородская область" очень опасно для жизни, а говорить правду о преступлениях власть имущих - судей, прокуроров, сотрудников милиции - смертельно опасно, - уверен, после всего пережитого, Михаил Альяных.

Но вся эта история ещё больше закалила его боевой дух. Он подал в суд на тех, по чьей вине пережил все эти ужасы. Согласно кассационного определения Судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 24 августа

2010 года, за счёт казны Российской Федерации Михаилу Альяных выплачена сумма в размере 700 000 рублей в качестве компенсации морального вреда. Поправив здоровье, он вновь планирует заняться фондом "Антимент", уже официально его зарегистрировав.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах