27 марта -Международный день театра. О сегодняшней театральной культуре в стране и в нашей области "АиФ-Белгород" рассказал Виталий СЛОБОДЧУК, художественный руководитель Белгородского государственного академического театра им. Щепкина, председатель Белгородского отделения Союза театральных деятелей России.
О театральной площадке Белгородчины
- В последние годы нам удалось поднять театральную площадку Белгородчины и достойно представить на сегодняшний день как сильный провинциальный театр, где есть свой фестиваль "Актёры России - Михаилу Щепкину". В области существует большое театральное пространство: есть по-своему уникальный Старооскольский театр, есть кукольный театр, который тоже проводит свой фестиваль, есть различные молодёжные театры. У каждого театральная жизнь своя, но при этом все мы делаем общее дело, находимся в едином культурном пространстве.
Что касается БГАДТ им. Щепкина, то мы финансируемся из бюджета. Нет в мире такой практики, чтобы стационарный, репертуарный театр мог сам себя содержать - содержать здание, труппу, цеха, нести все постановочные расходы. Хорошо, что произошло разделение, когда федеральная власть занимается своими федеральными театрами, а на местах театры курирует региональная власть, управление культуры как наш учредитель. И, конечно, нужно, чтобы театр выполнял свой социальный заказ, который государство финансирует. С 2011 года мы заключаем договор с управлением культуры области, и они нам дают заказ - сколько спектаклей поставить и показать как в Белгороде, так и в области.
О публике
и московских режиссёрах
Да, московские театры имеют другие подходы к финансированию. Несколько лет назад к нам в театр приходили серьёзные люди и предлагали сделать его коммерческим, привозить сюда шоу, московские спектакли. Но мы их спросили - а вы будете заниматься детскими садами, школами, вы будете выращивать публику на этом театральном пространстве? А мы этим занимаемся.
Мы твёрдо стоим на том, что в основе нашей творческой деятельности - русский психологический театр. Мы - щепкинцы! Но мир разный, и потому мы с труппой пришли к решению освоить европейский театр формы. Но для этого нужно время, нужны специалисты, которые будут приезжать, заниматься, работать, нужно, чтобы труппа была задействована, потому что позиция моя и театра - приглашать тех, кто умеет это делать, кто способен сделать очень сильный, крепкий, высокой планки художественный спектакль. Вот, например, постановка "Куклы" - то, что сделал у нас Валерий Беликович - доказала, что наши актёры способны реализовать сложнейший художественный режиссёрский замысел.
Сегодня ведущие режиссёры Москвы и России стали верить нашему театру, приезжать и ставить спектакли. Театру это интересно, публике интересно. Когда поставили "Куклы", мы думали: ах, у нас не привыкли к такому! Привыкли, и сейчас это самый востребованный спектакль.
И когда всё это начало происходить, режиссёры привезли с собой художников-постановщиков, таких известных мастеров сценографии, как Хариков, Кочергин, Сумбаташвили и другие. Я ещё несколько лет назад стучал себя в грудь, трубил повсюду, желая привлечь внимание к нашему театру. Потому что знали Курский театр, а о нас не слышали. Теперь в Курском театре идут фильмы, а нас знает вся театральная Россия.
О независимых театрах
В статье 9 Концепции долгосрочного развития театрального дела в РФ до 2020 года, утверждённой Правительством РФ, идёт речь о коммерческих театрах, о частных театрах и о том, как им договориться с властью. Вот говорят "независимый театр", и слово "независимый" повторяется очень часто, но буквально через абзац возникает "необходимость государственной поддержки". Но если есть поддержка, значит, надо выполнять заказ. С другой стороны, полная независимость - это бесправие и безответственность.
Безусловно, коммерческому театральному движению нужна поддержка. Какая поддержка, в каких рамках? В рамках проектов. Защищая проект какой-либо постановки, договариваются с теми, кто будет его финансировать. Да, это не постоянное финансирование, но оно необходимо, чтобы проект поддержать - и законодатель предусматривает такую возможность. Нужно создать систему проектной поддержки театрального искусства, существующего в нашем регионе.
Вот мы проводили восьмой по счёту фестиваль "Актёры России - Михаилу Щепкину". Было 17 критиков со всей России и с Украины и 9 московских. Все - очень образованные, знающие люди, очень воспитанные, которые никогда прямо не скажут: "Что ты творишь?" - но каждый, кому нужно, своё услышит. И мы предлагаем управлению культуры области в 2013 году пригласить хорошие московские и питерские театры - и в рамках фестиваля показать молодёжные театры Белгородчины.
Что же касается театральной цензуры, то она должна быть прежде всего нравственная. Есть в обществе нравственные границы, и если мы хотим существовать в рамках этого общества, да ещё как-то влиять на него, тогда мы должны эти границы знать и всегда отдавать себе отчёт, что если я эту черту переступаю, черту нравственности, которая есть на нашей Белгородской земле, в России, в Православии, то я должен понимать, что это такое и зачем мне это надо. Есть мера допустимости свободы. Вот говорят, например, что хорошо было бы ставить "классику наоборот". Нет, пусть этим занимаются другие фестивали и другие театры. Мы, белгородцы, этим заниматься не будем никогда. Мы вышли из классики - и дай Бог постичь всё то, что в ней есть.
ДОСЬЕ
Смотрите также:
"Классика наоборот" - это не для нас!
Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13 28/03/2012Также вам может быть интересно
- «Строитель» театра. Худрук воронежской Драмы Владимир Петров о профессии
- «Безвкусица так и лезет». Режиссер Римас Туминас о современном театре
- Человек за пьесой Худрук ТЮЗА о современности в классике
- Сергей Толмачёв: «Зритель обязан понимать, что его ждёт в театре»
- Театр «вздохов» и «ахов». Воронежцы увидели норвежскую «Сванхильд»