Примерное время чтения: 5 минут
18

Тамара Чиченина: «Я не учу их молиться…»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1. АиФ-Белгород 09/01/2014

Своим опытом преподавания православной культуры, которая вот уже почти 10 лет является в Белгородской области обязательным предметом регионального компонента школьной программы, сегодня делится преподаватель православной культуры средней общеобразовательной школы № 17 города Белгорода Тамара Чиченина.

Общечеловеческие ценности

Татьяна Черных, АиФ-Белгород: – Тамара Ильинична, где и как в Белгородской области готовят учителей православной культуры? И по каким программам они обучают детей?

Тамара Чиченина: – В регионе работает теологический факультет госуниверситета, который не только занимается переподготовкой учителей, но и издаёт различную методическую литературу. У нас есть две программы – это концепция и программа Шевченко и программа Скоробогатова, Рыжовой и Кобец, по которой я работаю. Авторы этого учебника – как москвичи, так и белгородцы, отец Олег Кобец – настоятель Преображенского кафедрального собора в Белгороде. Учебников, конечно, мало, детям их на руки не выдают, пользуются только в классе на занятиях – но это связано с тем, что православная культура преподаётся как обязательный предмет только в нашем регионе. По каждой из тем у нас есть мультимедийная информация. В России столько культурных шедевров, связанных с православием, которые просто нельзя обойти, – и храмовое искусство, и иконопись, и история, летописи, которые писались в монастырях.

– А каково, на ваш взгляд, отношение родителей к этому предмету?

– Конечно, за эти годы было разное, например, сектанты пытались конфликтовать. Вообще если наша религия относится к другим конфессиям очень терпимо, то сектанты все воспринимают через призму своих представлений. Что касается мусульман, то у них Христос почитается как пророк, они могут дискутировать, но всё равно изучают этот предмет. У нас, например, есть шестиклассник Ниджад, мусульманин, но он очень старается, чтобы была хорошая оценка по православной культуре.

Православие – это и общечеловеческие, нравственные ценности: относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе, не лги, не убивай. И обо всём этом мы говорим на уроках, говорим о добре и зле, о любви к ближнему, – где ещё поговорить об этом с детьми, как не на этом уроке? Детям в жизни это всё равно будет нужно – так или иначе, а вера есть у каждого человека, другое дело, какая она, как проявляется. Если в детстве не заложен стержень, основы, на которые можно опереться, – потом дети вырастают и идут в ваххабиты (и наши дети, русские, тоже) и становятся террористами.

«Говорим о святости»

– А нет ли в этом предмете всё–таки навязывания религиозного культа?

– Я сама человек православный, крестилась во взрослом, сознательном возрасте, вместе со своей дочерью, но я не учу детей молиться, я рассказываю им о вечных ценностях, о нашей истории, культуре, литературе, – всё это без православия не понять. Говорим с ними о святости, о святых: например, про Илью Муромца я показала им фильм, там частица его мощей, ладонь. Дети раньше воспринимали былины как сказки, а теперь узнали, что был реальный человек, что он святой, увидели эту его руку – а она настолько большая, что понятно – этот человек действительно был богатырь. Мы свои святыни не всегда знаем – а их нужно изучать, ведь у нас богатейшая история и многовековая культура! Ребёнок узнаёт об этом и начинает гордиться своей страной – а это уже воспитание патриотизма.

Мы говорим детям о красоте, о том, какие у нас храмы, – в девятом классе вся программа посвящена храмовому зодчеству. И тут всё связано с историей – в 2012 году отмечали 200–летие войны 1812 года, а это – Храм Христа Спасителя в Москве и наш Преображенский собор в Белгороде, построенный в честь победы над Наполеоном. Мои ученики участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников, которая проводится Православным Свято–Тихоновским гуманитарным университетом, в этом году она посвящена монашеству, 700–летию Сергия Радонежского – и задания настолько интересные, дети получают сертификаты, дипломы участников. Конечно, наши дети не могут конкурировать с детьми из церковных семей – но мы такой задачи и не ставим. Я вижу, как дети чувствуют, пропускают через себя этот предмет, стремятся к красоте, и их нужно приобщать, обучать.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах