Примерное время чтения: 7 минут
741

Крепкая жизнь писателя Алексея Новикова-Прибоя

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. АиФ-Тамбов 25/07/2012

И это абсолютная истина. Среди безграмотных матросов крейсера «Минин» 22-летний Алексей Новиков был единственным, кто умел писать и читать. Ведь у него было двухклассное образование церковноприходской школы. Поэтому к Алексею и тянулись матросы, просившие его «покрасивши» сочинить письмецо возлюбленной или жене. К этому же времени относится и первая публикация Новикова-Прибоя. В «Кронштадтском вестнике» появилась его статья, призывающая матросов и рабочих учиться в воскресной школе. Правда, настоящая творческая деятельность Алексея Новикова началась несколькими годами позже, когда после трагического Цусимского сражения он приступил к написанию рассказов.

Озаглавливая свои воспоминания об Алексее Силыче «Крепкая жизнь», писатель Константин Паустовский придавал слову «крепкий» значение не устойчивого благополучия, а силы и свежести.

Алёшка Силкин

Таким прозвищем в детстве окрестили Новикова на родине, в селе Матвеевском, что затерялось в дремучих лесах Тамбовской губернии. Здесь и прошли юные годы крестьянского сына, заполненные работой в хозяйстве. Религиозная мать готовила Алёшку в монахи. Все мечты о монастыре растаяли как дым, после случайной встречи с матросом, неведомо как попавшим в Матвеевское. Рассказы бравого парня о бескозырке с надписью «Победитель бурь», о морях, солёных ветрах, штормах, далёких странах потрясли воображение мальчика. Встреча сыграла решающую роль в судьбе, вызвав интерес к морской службе. Когда в 1899 году пришёл срок призыва, Алёша стал матросом Балтийского флотского экипажа.

Алексей Новиков

Служба на флоте сразу сбила всю романтику. Но у Новикова были твёрдый характер и сильная воля. В Кронштадте - базе Балтийского флота - Алексей записался в воскресную школу, где преподавали революционно настроенные солдаты. Они и познакомили юношу с нелегальной литературой. Вскоре Алексей уже вёл антиправительственную пропаганду среди матросов. Новиков готовился к экзамену на аттестат зрелости и мечтал поступить на физико-математический факультет Петербургского университета. А вместо этого был арестован. Правда, за неимением улик Алексея выпустили на свободу, но, как неблагонадёжного, отправили на войну с японцами.

После кровавого Цусимского боя Новиков, вместе с оставшимися в живых матросами, попал в плен. Здесь и родилась у Алексея идея описать сражение при Цусиме. Он начал записывать впечатления участников боя. Но чемодану с ценными рукописями не суждено было уцелеть. Кто-то внушил пленным, что из-за революционеров (а Новиков не прекращал революционной агитации) японцы не отправляют их на родину. Толпа в три тысячи человек напала на барак, занимаемый Новиковым и его товарищами, и разгромила его. Записи Алексея погибли в огне. В тюремной больнице Новиков по памяти стал восстанавливать материалы о Цусиме. После войны с Японией пленных отправили в Россию. Алексей поехал в Матвеевское.

На Тамбовщине Новикову удалось пробыть недолго. Революционная пропаганда, которую он начал вести среди крестьян, сразу же привлекла внимание. Пришлось спешно уезжать. Он попросил брата спрятать до лучших времён восстановленные черновики. Нелегальное положение погнало Алексея сначала в Финляндию, а затем в Англию. В доках лондонского порта он увидел объявление на русском языке: «Человек, попавший в беду и нуждающийся в материальной помощи, всегда найдёт поддержку у Людвига Нагеля». Так Алексей Новиков попал в семью Нагеля. Вдовец и три его дочери существовали на одну зарплату инженера. Но даже из этих скудных средств Людвиг часть отдавал прибывающим из России эмигрантам.

Алексей Затёртый

Такой псевдоним стоит под рассказами, которые Новиков сочинял в эмиграции. Жизнь в Англии, полная лишений, заставляла Алексея браться за любую работу. Он служил матросом на торговых английских судах, трудился в доках, на заводах, в конторах. Но Новиков находил время на литературу. Его рассказы перевели на французский и итальянский языки.

Революционная работа среди матросов российских кораблей, находящихся за границей, позволила Алексею побывать во многих странах Европы и получить впечатления на всю жизнь. В 1911 году в судьбе Новикова произошли важные события. Он женился на дочери Нагеля Марии и написал первый крупный рассказ «По-тёмному», который послал Горькому на Капри. Тому произведение понравилось.

Алексей Новиков-Прибой

В годы войны Алексей Силыч совсем забросил литературу. Вместе с Марией он трудился на санитарных поездах Земского союза. В должности заведующих хозяйством санитарных поездов супруги продолжали колесить по всей стране и в Гражданскую войну. Поезда с фронтовых позиций развозили раненых красноармейцев по городам в тылу России. 1918 год был тяжёлым для голодной Москвы. Новикову поручили доставку хлеба из Барнаула в Москву.

Именно в Барнауле родилась повесть «Море зовёт», которая была напечатана в журнале «Сибирский рассвет», что стал издавать Алексей Силыч. Появившиеся здесь повесть и рассказы выходили уже под фамилией Новиков-Прибой. Псевдоним «Затёртый» писателю не нравился. А Новиков в российской литературе уже существовал. Вот Алексей Силыч и добавил к фамилии псевдоним Прибой. В начале 1921 года супруги вернулись в столицу. Алексей Силыч вплотную занялся написанием повести «Подводники». Он даже некоторое время специально работал на подводной лодке.

Новиков-Прибой был заядлым охотником. Весной 28-го он пригласил друзей поохотиться на родной Тамбовщине. Они жили среди болот и лесов, в Матвеевском. Здесь Алексей Силыч получил от племянника связку бумаг с записями о Цусиме. Она ждала владельца 22 года. И Новиков-Прибой приступил к эпопее «Цусима», которая увидела свет в 1935 году. После успеха книги писатель задумал большой роман «Капитан 1-го ранга». Но будет написана только первая часть, так как в 1944 году после тяжёлой болезни Алексей Новиков-Прибой уйдёт из жизни.

Силыч

После того, как в первой половине ХХ века, пришедшие к власти большевики, решили урезать огромную Тамбовскую губернию, десятки волостей со всеми сёлами перешли в ведение самых различных соседних территорий. Матвеевское также оказалось вне новообразованной в 1937 году Тамбовской области. Село в составе Сасовского района стало частью Рязанщины. Но Алексей Силыч до конца жизни продолжал считать себя тамбовским мужиком.

В преклонные годы он не раз посещал Тамбовщину. Став к концу жизни садоводом, Алексей Силыч наладил контакты с Мичуринском. Получив в подмосковной Тарасовке приусадебный участок, Новиков-Прибой решил развести сад и высадить мичуринские сорта яблонь, груш, винограда. В 1936 году Новикову-Прибою удалось приехать в Мичуринск. В радостном волнении писатель ходил по садам, знакомясь с сортовыми деревьями. В тот приезд состоялась и встреча Алексея Силыча с горожанами.

Как вспоминают мичуринские друзья писателя, Силыч (так они душевно стали называть его) был на редкость открытым, весёлым собеседником. Поэтому и в следующие приезды встречали земляка с большим удовольствием. «Говорил он неторопливо, с паузами, но выразительно, и слова вылетали лёгкие, красивые, одно наряднее другого. Часто речь пересыпалась такими шутками, что стены драматического театра, где проходили встречи писателя с мичуринцами, сотрясались от здорового смеха», - написал впоследствии краевед Иван Никулин.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах