Белгород, 19 апреля – АиФ-Черноземье
Творческие работы мастера неоднократно были представлены белгородцам на различных выставках. Сегодня она рассказывает о своём увлечении читателям «АиФ-Белгород».
Первые сюжеты – из сказок Пушкина
АиФ: – Клара Уразбаевна, расскажите, почему именно соломенная аппликация?
К.У.: – Я работала педагогом-дефектологом в детском саду. Детей с таким тяжёлым нарушением речи, как, например, заикание, необходимо было чем-то занять, чтобы развить мелкую моторику рук. Для этого используют лепку, рисование и, прежде всего, работу с ножницами. Но резать бумагу слишком легко, а картон в те времена было найти сложно. Мне нужно было что-то придумывать. Тут вспомнилось, что для резки можно использовать хрупкие, но твёрдые материалы, например, берёсту или солому. Так я и сделала: отварила соломку, ленточки наклеила на бумагу, сзади нарисовала ромбы, и дети по линии их разрезали. Потом мы пробовали сложить этот ромб, чтобы сделать звёздочки. Вот так всё и началось, чисто с рабочего момента.
АиФ: – Потом это переросло в хобби?
К.У.: – Да, мне стало интересно, увлеклась. Я ещё немного рисую, но в годы перестройки краски были дорогие, кисточек не было, за ними надо было ездить в Харьков или в Москву, а соломку найти намного легче. Это, наверное, тоже сыграло какую-то роль в том, что я осталась верна именно этому виду народного творчества.
Однажды я была во Львове, и в этническом музее увидела массу работ с соломкой, которые меня очень заинтересовали. Насмотревшись в этом музее на картины, я упорно начала работать.
АиФ: – Помните свою первую картину?
К.У.: – Первые мои картины были чисто сюжетными из сказок Пушкина: дуб, кошка. Раньше я делала объёмные работы, но ровно год они держались, а потом пылились, и их хоть выбрасывай. Так что стала делать картины под стекло.
«У меня есть серп»
АиФ: – Как я поняла, для того чтобы начать работу над аппликацией, нужно ещё подготовить материалы. В чём заключается этот процесс?
К.У.: – Я сначала варю солому в чане, а потом проглаживаю каждую ленту по пять-шесть раз утюгом, и только после этого всё ложится на эскиз, который разделён на части. Потом эти части собираются, и получается аппликация. Например, картина «Репка» состоит из множества частей: у деда и бабки фартук должен быть вырезан отдельно, лапти отдельно. Всё продумывается до мелочей.
АиФ: – Нет проблем с тем, чтобы найти материал для работы?
К.У.: – У меня есть серп, поэтому я сама кошу где-нибудь. Однажды попала на поле ржи - красота неописуемая, высота ржи выше меня. Я тогда два снопа себе заготовила – хватило на полтора года. Соломка ещё перебирается, далеко не вся подходит для работы. Кстати, по ней видно, какое будет лето и урожай: если соломка чистая, значит, лето сухое, а если с серыми или зелёными прожилками – дождливое, холодное.
АиФ: – А помимо соломки, что-то ещё нужно?
К.У.: – Иногда я допускаю использование ещё чего-то, но редко. Например, цветной лак для букета цветов. Дело в том, что сама соломка бывает разных оттенков: зеленоватая, если рожь незрелая, или красноватая, если переспелая. Ещё есть метод темнить солому утюгом, но я приверженец натуральных, природных цветов. Но некоторые используют и анилиновую краску, и лак.
АиФ: – Тематика вашего творчества разнообразна. Где черпаете идеи для своих работ?
К.У.: – Повсюду. Вот посмотрела на журавлей – решила сделать журавлей. Изображения храмов делаю только те, в которых была сама. А вот белгородский герб меня попросил сделать сын себе в кабинет. Иной раз кто-то позвонит и попросит сделать что-то конкретное.
АиФ: – Если в среднем, сколько уходит времени на создание одной картины?
К.У.: – Зависит от того, насколько удачно я подготовила соломку. Иногда до двух месяцев, а иногда работа лежит и полгода. Бывает, делаю быстро на одном порыве. Порой просто душа не лежит. Дома есть ещё много чего недоделанного. Поэтому и новые работы, и выставки ещё впереди.